logo
23545культорология

25. Миф как культурная форма

Мифология - исторически первая форма духовной культуры, возникшая на ранней стадии общественного развития. Человечество в форме мифов (сказаний, преданий) пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Существовали: космологические мифы (об устройстве мироздания, возникновении явлений природы, животных и людей); мифы о различных стадиях жизни людей, тайнах рождения и смерти; мифы о героических поступках людей (добывание огня). Миф – первичная форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознании мир и создает возможность постижения мира как организованного целого, представляет его в простой и доступной форме. Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна (т.е. универсум наделяется аналогичными качествами бытия человека).

Мифологическое постижение мира носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления, которые формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). На этом же принципе базируется и магия. Содержание мифологического мышления мистично, т.к. оно не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются определенным человеческим сообществом (племенем).

Миф совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом, обеспечивалась духовная связь поколений (с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим).

В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Миф, который существовал в первобытной общине, - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут (Б. Малиновский). Мифы утверждали систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И потому они были важными стабилизаторами общественной жизни. Они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким путем обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Миф — это рассказ, описывающий в олицетворенной форме обряд, объясняющий его происхождение и обосновывающий право исполнителей обряда его совершать. Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. На самых ранних стадиях развития общества с содержательной стороны (с точки зрения мировоззренческих конструкций) мифология и религия неразделимы. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами. Всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее мировоззренческой стороны. На более поздних этапах развития общества миф отделяется от обряда. Мифология начинает существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного сознания - как мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.

Миф рождается в культуре на стадии архаичного сознания, но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и художественных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции. Так, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы и создавал новые разнообразные политические мифы. Представители психоаналитической культурологии объясняют этот феномен так: в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает - он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном общении с миром, поэтому мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре.

Социокультурные функции мифа сводятся к следующему:

1.Функция стереотипизации – создает образцы, стандарты, по которым строится мышление и поведение людей.

2.Функция компенсации – компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное и позволяет включить его в систему представлений о мире.

3.Функция символизации – в закодированном, символическом виде отражает явления реальности.