logo
23545культорология

4. Античная культура

АГОНИСТИКА – состязательность, существеннейшая особенность древнегреческой культуры. Агон (состязание), восходит к культовым общинным игрищам, охватывает все сферы жизни древних греков. Такова форма традиционного философского трактата, построенного как диалог; таков и спор – агон – двух полухорий в классической комедии. Дионисии также представляли собой состязания драматургов. Особое значение спор-агон приобрел в спортивных состязаниях – Олимпийских играх.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН (Museion – «святыня муз») – основанное афинянином Деметрием Фалерским научное учреждение в Александрии, столице Птолемеев, совмещавшее в себе университет, научно-исследовательский центр и библиотеку. Египетская Александрия в эпоху эллинизма стала тем местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, снабжались бесплатным жильем и освобождались от всех налогов и повинностей.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – (от греч. Anthropos – человек и центр) –представления, характерные для классического периода греческой культуры, согласно которым человек есть центральная и высшая цель мироздания. Именно в это время в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: «Человек есть мера всех вещей»

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР – разработанная греками система строгого соотношения несомых и несущих частей здания, предусматривавшая при этом единство функционального и эстетического. Древнегреческие ордеры – дорический, ионический и коринфский блестяще отражали эту установку. Ордерная система наглядно демонстрировала единение красоты и надежности.

БАЗИЛИКА – прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В античную эпоху базилика – административное здание, а с 1V века н.э. становится одним из главных типов христианских храмов, в дальнейшем утвердившихся в Западной Европе.

ДИОНИСИИ – театрализованные празднества в честь Диониса, бога плодоносящих сил земли, растительности и виноделия. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. Tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. Дионисии включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы.

КАЛОКАГАТИЯ – важнейший принцип древнегреческой культуры, подразумевающий гармоничное сочетание в человеке внутренней и внешней красоты, или единство материального и духовного.

МИМЕСИС (букв. «подражание) – термин древнегреческой философии и эстетики, определивший отношение греков к искусству.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА(В СРАВНЕНИИ С ГРЕЧЕСКИМ)сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не духовность, факт, а не воображение. Римский идеал скульптурного произведения заключен в формуле: «сила, облеченная в величие».

«ПАКС РОМАНА» («МИР РИМА») – формула, отражающая имперскую идею величия и вечности Рима. Словосочетание имело несколько значений: 1) мир как противоположность войне; 2) мир как отсутствие внутренних распрей и гражданских войн; 3) мир как единение вокруг Рима («все дороги ведут в Рим»).

ПАЙДЕЙЯ– система воспитания в древней Греции, направленная на гармоническое развитие личности. Длящийся от 7 до 16 лет процесс обучения включал грамматику, литературу, основы стихосложения, риторику, музыку и математику. Принцип пайдейи стал базовым в одной из первых школ Греции – Пифагорейском союзе

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ – могущественное государство древнего мира, включавшее Восточное Средиземноморье, Северную Африку и большую часть Европы.

САТУРНАЛИИ – празднества в честь бога Сатурна, почитавшегося Римлянами как бог золотого века, научивший своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни. Во время праздника отменялись все приличия, царила атмосфера полной раскрепощенности, свободной любви, господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального («изнаночного») типа, во время которого избирался шуточный царь сатурналий. Эти празднества, бывшие неотъемлемой частью народной смеховой культуры, рассматривались как воспоминания о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства и проходили 5-7-дней.

СТОИЦИЗМ – философское направление, возникшее в эпоху эллинизма в связи с распространением космополитических идей, синтезом восточных и древнегреческих учений и развитием математических знаний. Главная задача философии, согласно стоикам, - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости. Стоики призывали жить в согласии с природой и видели счастье в свободе от страстей, полном спокойствии духа. Отсюда эпитет «стоический», предполагающий стойкость перед ударами судьбы, мудрое спокойствие. Главными представителями стоической школы в 4-3 вв. до н.э. были Зенон и Хрисипп. В Древнем Риме последовательным стоиком был император Марк Аврелий.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА – возникший в Древнем Риме тип монументального сооружения; возводилась в ознаменование успешного военного похода в честь полководца. Наиболее прославившегося полководца стали называть императором.

ЭКЛЕКТИЗМ – здесь: соединение многих начал (этрусского, исконно-римского, италийского, греческого), характерное для римской культуры позднереспубликанской эпохи.

ЭПИКУРЕИЗМ – философское направление, возникшее в эпоху эллинизма и в плане этики близкое стоицизму. Название получило от имени философа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), обосновавшего разумное наслаждение, в основе которого лежит идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Наивысшая форма блаженства – атараксия (невозмутимость, душевный покой)

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Одновременно происходил и обратный процесс: влияние азиатской культуры на древнегреческую. Александр Македонский предпринял беспрецедентную в мировой истории попытку создания на основе культуры Эллады синтетического государства свободных граждан, государства, лишенного конфликтов и противоречий.

ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – древнейшая на территории Апеннинского полуострова, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние.