8. Культура Просвещения
Хронологические рамки эпохи Просвещения определены нем. ученым В.Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Однако процесс воплощения просвещенческих идей в разных странах имел свои особенности и временные границы. Для Просвещения характерно: 1) понимание природы и человека как разумно устроенных; 2) деистическое (от лат. Deus – Бог) миропонимание, согласно которому, Бог, являясь творцом природы, не вмешивается в дальнейшее развитие природы и общества; 3) признание линейного исторического развития, движущий силой которого является разум человека и прогресс знаний (отсюда и термин «Просвещение»); 4) борьба против суеверий стремление заменить их Религией разума; 5) выработка основ естественной (рациональной) морали естественного права («Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.); 6) популяризация просветительских идей; 7) ставка на опыт и эксперимент и расцвет естественных наук. Итогом развития просвещенческих идей стала драматическая поэма «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), в которой автор, гениальный поэт, философ и разносторонне образованный ученый, воспевает вечное стремление человека к познанию, но подвергает сомнению теории, казавшиеся его современникам незыблемыми. Сомнения в историческом прогрессе, проступающие уже в сочинениях Вольтера и Руссо, получат логическое завершение в XX веке в трудах О.Шпенглера, охарактеризовавшего начало технического века как закат европейской культуры.
АБСОЛЮТИЗМ – форма государственного правления, при которой вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти сосредоточена в руках правителя (монарха).
БАРОККО – основное стилевое направление в художественной культуре Европы конца XV1-сер. XV111в., тяготеющее к пышности, торжественности и многообразию форм. В эпоху барокко на первый план выходит театральное искусство, «театральность». Эпиграфом к эпохе может служить известная строка В.Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Театральность становится объединяющим барокко и классицизм моментом. Однако при всей очевидности эстетических принципов барокко удивительно разнообразно, тогда как внутри классицизма большого разнообразия не наблюдалось. Заново обратившись к средним векам, искусство барокко возродило мистику, «пляски смерти», темы страшного суда и загробных мучений. В то же время теоретически это интереснейшее направление, востребованное в XX в. русским авангардом, не порывало с наследием Ренессанса. В русской литературе представителями барокко были Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев.
ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО– обобщенное название просветительских идей и религиозного свободомыслия, происходящее от имени Вольтера (1694-1778) – признанного вождя просветителей всей Европы. «Вольтерианский скепсис» по поводу крайностей рационализма и теории «предустановленной гармонии» (Декарт, Лейбниц) был весьма характерен для сентименталистов и романтиков и послужил одним из базовых принципов (наряду с руссоизмом) французской революции конца XV111 века.
КЛАССИЦИЗМ – направление в художественной культуре XV11- XV111 вв. (в России до нач. X1X в.), обратившееся к канонам древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу. Являясь самым идеологизированным и теоретически обоснованным стилем, классицизм отразил устремленность нового времени к гармоничности и соразмерности искусства Греции, объединил многие искусства (литературу, музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, театр) едиными нормами и общим рационалистическим мироощущением. Ему были присущи черты утопизма, отвлеченности и в особенности - академизма. Эстетика классицизма была основана на принципе «облагороженной природы» и отражала стремление к идеализации действительности. Герой искусства классицизма – сильная, деятельная личность, подчиняющая свои страсти разуму. В иерархии театральных жанров на первый план выходила трагедия, в которой реальная жизнь людей была отражена сквозь призму сюжетов из античной или библейской мифологии. Создание «высокой комедии» связано уже с именем знаменитого комедиографа и актера Ж.-Б.Мольера. В живописи наиболее почитаемым считался «историко-героический». жанр Характерные черты классицистской архитектуры: четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание ордерности со сдержанным декором. В русской литературе для классицизма был характерен интерес к национальной тематике, патриотизм и связь с традициями русского фольклора.
«МАНИФЕСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» - так называют философский трактат Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», развивающий идею воспитания человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе.
ПРАВИЛО ТРЕХ ЕДИНСТВ – основополагающее требование эстетики классицизма в области литературы и театра, подразумевающее единство места, времени и действия.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, провозгласившее разум основой познания и поведения людей, исходящее в своих утверждениях из идеи естественного порядка, связывающего весь мир.
РОКОКО (от фр. Рокайль – «раковина») – художественный стиль, сформировавшийся в аристократических кругах Франции во второй пол. XV111 века и отличавшийся особой утонченностью и орнаментальностью. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства, и пронизано игривыми, насмешливо-дразнящими, вычурными элементами. Сюжеты искусства рококо – исключительно любовные, «театральные», полные эротизма нимфы, вакханки, Дианы, Венеры и т п. Ярким представителем рококо стал художник Ф.Буше.
РУССОИЗМ – демократическое направление в Просвещении; от имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей Жана Жака Руссо (1712-1778), видевшего причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). В своих литературных произведениях Руссо идеализировал «естественное состояние» человека и призывал вернуться к первозданной природе. Девиз Руссо «назад к природе!», стал основополагающим в искусстве сентиментализма, а сам Руссо был провозглашен одним из вождей этого направления и французской революции. Этот же тезис был актуализирован в нач. XX в. в среде русских модернистов и авангардистов.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ– течение в художественной культуре второй пол. V111- нач. X вв., характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека и ставившее во главу угла не разум, а простые человеческие чувства (См. также Руссоизм). Герой сентиментальных произведений – «чувствительный», повинующийся голосу нежного и доброго сердца человек, погруженный в сферу сугубо личных переживаний, но в то же время и человек самый обыкновенный, «простой». В этом его принципиальное отличие от героя литературы и искусства классицизма (целеустремленной, властной, сильной личности). Многие культуроведы не без оснований рассматривают сентиментализм как предромантизм. В современной отечественной культуре образцами «неосентиментализма» становятся многосерийные «мыльные оперы» («Рабыня Изаура» и др.), выполняющие в эпоху жестких, а подчас и жестоких реформ психотерапевтическую, «транквилизирующую» функцию, потому они так популярны в среде «среднего» человека.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ – французские просветители во главе с Дени Дидро, принявшие участие в создании 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Целью издания являлось подведение итогов познаний человечества в различных отраслях.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.