4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
Известно, что к настоящему времени насчитывается более 500 определений культуры. И ни в одном из таких определений нет никаких противоречий. Такое обилие определений связано со сложностью самого феномена культуры. Каждый культуролог рассматривает культуру со своей стороны, фиксируя внимание на самых, как ему представляется, существенных факторах. Современная классификация определений понятия «культура» позволяет выделить основные подходы.
Аксиологический (оценочный) подход – культура – мир ценностей.
Антропологический подход – культура – мир человека.
Описательный подход – культура представляется как результат всей деятельности человека.
Деятельностный подход – культура рассматривается как специфический способ деятельности.
Используя базисный философский термин для обозначения всего, относящегося к бытию – «онтология», - можно задаться вопросом: а каков онтологический статус того, что мы называем культурой? В этом случае мы должны учитывать онтологический подход, в силу которого культура изначально принимается в той или иной предметной определенности.
Основная задача культурологии, по мнению значительной части ученых, - наблюдать, описывать факты культуры так, как они предстоят в наблюдении, а не подыскивать для них подходящую концепцию – такова суть подхода, развитого в русле гносеологии позитивизма (вспомним Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева). Этот подход, называемый феноменалистическим, основан на философском учении, отрицающим существование чего-либо иного, кроме явлений и фактов, данных нам в опыте и наблюдении. Феноменалистический подход имеет общенаучный характер.
Противоположный подход – эссенциалистский (от «эссенция» - сущность), напротив, направляет познание на сущностный уровень культуры. Такой подход ориентирован на то, чтобы получать объяснения фактов и явлений культуры, раскрывать причинный механизм их порождения и взаимозависимости.
Характерной чертой современного научного познания является представление об объекте (явлении) как системе. Такой подход называют системным. Культура представляет одну из самых сложных систем - сверхсистему, элементами которой являются подсистемы, т.е. отдельные сферы. Здесь можно выделить подсистемы материальной и духовной культуры, искусства и др. Каждая из них может рассматриваться относительно как самостоятельная система.
С учетом динамики культуры, разрушения и возникновения новых образований теория систем преобразовалась в синергетический подход. Основателем нового метода стал бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин. Синергетика изучает динамичные сложные самоорганизующие системы, отслеживая потери ими определенного порядка, качества, организации и превращение в хаос, в котором постепенно проступают контуры новых систем с качественно иным способом организации элементов. Так, к примеру, происходит замена одних типов культуры другими.
За последнее время системный подход модернизировался. Речь идет об особом понимании целостности. Если система распадается на подсистемы и элементы, то трактовка культуры как целого, или целостности, предполагает ее компоновку из частей. При целостном же подходе соблюдается приоритет целого. Оно уже не является функцией или результатом сложением частей, напротив, функции и назначения частей получают свое осмысление с точки зрения их отношения к целому. Системный и целостный подходы не столько исключают друг друга, сколько взаимодополняют, способствуя постижению культуры в разных модусах ее проявления.
Постижение культуры в устойчивом состоянии, с некоторым отвлечением от процессов изменения во времени (синхронически) характерно для теоретического подхода. Он отражает познание культуры лишь в одном из возможных аспектов ее существования. Однако уже с середины XIX в. в науке стал утверждаться историзм, учитывающий происходящие в обществах изменения, рассматривающий развитие культуры «по вертикали», т.н. диахронический подход. В настоящее время исторический подход считается наиболее предпочтительным, т.к. позволяет, во-первых, внести в изучение культуры понимание ее как постоянно изменяющейся реальности; во-вторых, представить ее в реальных конкретных формах и разновидностях; в-третьих, охватить культурные процессы, отношения и явления в их взаимосвязи.
Учитывая, что одна из основных задач культурологии – осуществление диалога культур, широкие возможности в этом плане представляет сравнительно-исторический (компаративный) метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культурного комплекса, проникать в их сущность.
В культурологии широко используется также структурно-функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними. Однако в рамках этого уровня анализа описания культуры еще остаются как бы отделенными, не связанными друг с другом.
В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Но при их использовании пока сохраняется проблема несводимости масштабной и сложно структурированной культурной информации к точным математическим формулам.
Контент-анализ (от content – содержание) – форматизированный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа – фиксация определенных изучаемых единиц. Объектом контент-анализа являются содержание печатных изданий, радио- и телепердачи, реклама и др.
Факторный анализ. Основным элементом модели здесь является предположение о наличии латентных (скрытых) факторов, стоящих за наблюдаемыми явлениями, объясняющих связи между последними. Техника факторного анализа позволяет проверять гипотезы о наличии подобных факторов, выделять "пучки" связанных друг с другом наблюдаемых признаков, находить значения "стоящих" за ними явлений. Собственно, процесс тестирования и есть процесс факторного анализа.
В античную эпоху была разработана методология постижения культурно-исторических процессов – герменевтика (разъясняю, истолковываю), как учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых не прояснен в силу их многозначности и древности.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.