logo
23545культорология

27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг

В региональном отношении выделяются романская, тюркская, латиноамериканская и др. культуры. Региональная общность – категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, национальная культура.

Региональные культуры представляют собой конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, этот регион населяющими. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих друг с другом.

В раздел «Региональные культуры» А.С.Кармин и Е.С.Новикова включают не только известное противостояние Запада и Востока» но и о «Севере и Юге».

Особого рассмотрения требует многогранная проблема «Запад» - «Восток», выходящая за рамки темы региональных культур. Разделение это имеет многовековую традицию и на первый план ставит не географическое или территориальное положение, но характеристику методов познания мира, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Западный мир объединен общей религией – христианством. В отношении особенностей образа жизни для человека западной культуры характерны: активное воздействие на мир, самостоятельная жизнь человека, ускоренный темп жизни. Философии европейцев присущи: идея бытия, стремление к точным формулировкам; для мудреца главное – владение даром слова. Европейская наука предполагает неуклонное ее развитие, нередко в ущерб природе. Для искусства характерно: утилитарность (картину можно выгодно продать), визуализм, индивидуализм, ценность авторского стиля. Этические установки включают: активность, «нормативную недостаточность», разнообразие и подвижность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций, стремление двигаться вперед. В политической жизни наблюдается аналогичная динамика.

Особенности образа жизни Востока предполагают: самоизоляцию от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека силе природы. Философия Востока базируется на идее небытия; истинное знание выражается не в словах, а познается интуитивно («истинное знание» в буддизме, например). В науке Восток значительно отстает от Запада. Восточному искусству чужда утилитарность; оно символично, условно; для него характерен синтез разных видов искусства. Здесь отсутствует линейная перспектива, а личность творца анонимна. Этическим нормам запада Восток противопоставил созерцательность, консерватизм, аскетизм, строгость поведенческих регулятивов, почитание старших, уважение к обычаям и традициям, особое внимание уделяется церемониальным контактам. Для политической жизни характерна инерционность.

Оппозицию «Север-Юг» можно вкратце пояснить так:

Юг – социокультурный мир народов субтропического пояса – Азия, и Африка, Меланезия, Океания.

Север – живущие севернее народы, зона распространения западной культуры.

Негритюд – направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества. Характерные для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельства превосходства африканской расы. В рамках данного направления негритянская культура – антипод культуры белых народов Севера. Но не надо забывать, что африканская культура обогатила искусство Европы, в особенности живопись, музыку и танец.

Жизнь в связи с природой для африканцев не «использование» природы, а «соучастие» в ее «жизни». Отношение к миру – чувственное, эмоциональное, интуитивное.

У Европейцев, напротив, природа – мир объектов, которыми необходимо овладеть, даже в ущерб самой природе. Познание мира происходит путем рационального мышления; наука абстрактна, обезличена.

В региональном отношении выделяют романскую, тюрскую, латиноамериканскую и др. культуры. Региональная общность – категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, национальная культура.