3. Культура Древней Индии и Китая
БУДДИЗМ – первая мировая религия, зародившаяся в Индии в сер. 1-ого тыс. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, род. Ок. 560г. до н.э.
Буддизм проповедует 4 великие истины:
Жизнь полна страданий.
2.Причина страданий – желания (жажда бытия, жажда наслаждений и могущества).
Человек в силах устранить причины страданий, освободившись от желаний.
Есть путь к прекращению страданий – восьмеричный путь Будды – праведное знание, праведное мышление, праведная речь, праведный поступок и т.д. Буддизм не требует полного отказа от мирских благ (как Джайнизм), а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью восьмеричный путь достигнет нирваны – независимо от того, в какой касте он родился.
Принципы Буддизма:
Идея непричинения вреда живому, ненасилия, общественного согласия, равноправия.
Умеренность, терпимость.
Стремление к духовному совершенствованию.
Разработка техник управления собственным телом и погружение в транс.
Традиции углубления в собственный мир, пренебрежение к земному, к хозяйственной стороне жизни, - сдерживают развитие экономики, науки, что в итоге привело к научно-техническому отставанию стран буддийского Востока от Запада.
ВАРНЫ (букв. «цвет») - приблизительный перевод: «касты» (существовавшие в древнеиндийском обществе). Варн было 4: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (купцы, земледельцы) и шудры (слуги). Принадлежащие к определенной касте носили одежды соответствующего цвета: брахманы – белые, кшатрии – красные, вайшьи – желтые; шудры же были «неприкасаемыми», «серыми».
ВЕДЫ– древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении веков (конец 11– нач. 1 тыс. до н.э.). Веды состоят из 4 сборников: Ригведа – собрание гимнов космологического характера; Самаведа – сборник песнопений, дополняющий тексты Ригведы ритуально-обрядовыми указаниями; Яджурведа – описание ведических ритуалов; Атхарваведа – сборник магических заклинаний. В Индию, как и в Иран, Грецию и восточную Европу ведические верования были принесены ариями; отсюда близость ведической религии к магическим религиям других древних цивилизаций.
«ГОХУА»- традиционный жанр китайской живописи. Картины пишутся кисточкой черной или серой тушью на бумаге или шелке. Главная тема гохуа – пейзажи: горы, реки, цветы и птицы; при этом изображенные предметы получают символическое истолкование. Так, сосна символизирует стойкость, долголетие; ива – женственность; орхидея – простоту, благородство и т.д. Гохуа выполняется в манере се и или гун би. Се и («передача идеи») по технике предполагает отображение общих очертаний пейзажа и человеческих фигур, без выписывания деталей, путем нанесения нескольких мазков черной туши различной толщины. Гунн би («прилежная кисть») – предписывает тщательное воспроизведение мельчайших деталей: причесок людей, оперений птиц и т.д.
ДАОСИЗМ– одно из основных (наряду с конфуцианством) религиозно-философских учений. Даосизм возник в Китае 1V-111 вв. до н.э. на основе традиционных верований: всеобщего принципа инь-ян, учения о пяти первоэлементах и изначальной гармонии всего сущего. Основателем учения считается легендарный Лао-цзы (604 - ? до н.э.) В центре его учения понятие Дао, Великого Пути, Абсолюта, господствующего повсюду, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него; оно дает начало, имя, форму всему сущему; даже Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – главная задача человека, в этом состоит цель и смысл его жизни. Именно Дао порождает Инь и Ян – два взаимодополняющих (не противоборствующих!) друг друга противоположных начал. Эти начала гармонично сосуществуют во Вселенной, подчиняя себе все парные противоположности – темное-светлое, злое–доброе, тупое-острое, женское-мужское и т.д. Инь и Ян стремятся друг к другу, и кульминацией этого считается слияние Неба и Земли. Отсюда следовал вывод об изначальной гармонии сущего, китайская практика недеяния, пассивного созерцания природы, стремление к слиянию с Бесконечным.
Показательно, что всемирно известный датский физик Нильс Бор приказал начертать на своем гербе в почетном зале Фредериксборгского замка этот древнекитайский символ и снабдить его надписью: «Противоположности суть дополнительности». Так сближаются открытый в XX веке Н.Бором принцип комплементарности и известный в глубокой древности принцип биполярности бытия.
Даосизм наряду с конфуцианством и буддизмом вошел составной частью в китайский комплекс «трех учений», пронизывающий все аспекты китайской культуры – медицину, искусство, ритуалы, бытовое поведение и т.п.
ДЗЕН-БУДДИЗМ – китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с 1 в. н.э. В V1-V11 вв. происходит распад дзен и чань-буддизма (кит. «чань» от санскр. «дхъяна» - медитация) на северную и южную ветви. Северная вскоре засохнет, а южная составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма. Восприняв от буддизма такие категории, как нирвана, карма и сансара, последователи дзен основной упор сделали на внелогические средства (сатори – метод внезапного озарения). Основная идея дзена – войти в контакт с внутренними процессами человеческого существа; его цель – «открыть око души – и узреть основу жизни». С этой целью в практике дзен активно использовались парадоксальные задачи (алогизмы), диалоги, дыхательные и «гимнастические» упражнения. Нирваны, озарения можно достичь тогда, когда человек живет без цели, без направления деятельности, целиком отдавшись медитации. Здесь дзен сходится с даосизмом.
Измененное состояние сознания, ставшее краеугольным камнем практики дзен, привлекало и продолжает привлекать многих писателей, художников, (см., например, сюрреализм) культурологов, психологов, философов и др. представителей гуманитарной сферы. Дзеном увлекался К.-Г.Юнг (дзен вообще связан с психоанализом, своей техникой, направленной на то, чтобы разбудить бессознательное); дзен стал базовым принципом нового перспективного направления - трансперсональной психиатрии. Многие исследователи психологии художественного творчества рассматривают сам процесс творческого вдохновения как вариант измененного состояния сознания.
ДХАРМА – в философии индуизма всеобщий и вечный порядок, удерживающий Вселенную. Дхарма – не символ Бога, она находится в самих вещах и явлениях и воплощает в себе безразличную закономерность Вселенной как единого целого. Если действие человека соответствует дхарме, то оно хорошее и ведет к порядку; если же действия противоречат порядку, то оно плохое и ведет по закону кармы к страданиям в следующих перерождениях. В буддизме дхармы – первичные элементы бытия и психофизические элементы личности (чувственные, слышимые, дхармы сознания и др.). Дхармы вечны, постоянно проявляются и исчезают; их волнения – источник страдания. Являясь «носителями своего признака», дхармы распадаются после смерти человека, но под действием той доминирующей дхармы, которая создана деятельностью человека в его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь складываются в новых комбинациях, давая начало новой личности. С буддийским учением о дхармах перекликаются новейшие теории физики и генетики. В.Хлебников, гениальный русский поэт и ученый-натурфилософ, писал в канун 1-ой мировой войны: «Я тихо радовался, что Будда был искусен в исчислении атомов».
ЗАКОНЫ МАНУ – своеобразные постановления, определявшие правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Законы Ману базируются на ключевых для всех религий Индии представлениях – сансаре, кармы и др. Так, согласно этим законам, укравший корову – го, переселялся в ящерицу – года, похитивший огонь (павака) – в птицу – вака. Так возникала эпическая картина взаимосвязи всего сущего в живой и «неживой» природе - картина, вдохновившая в начале XX века В.Хлебникова, П.Филонова, а позже – Н.Заболоцкого и А.Тарковского.
КАРМА – одно из центральных понятий религии Индии, закон воздаяния за добрые и злые поступки человека в его жизни.
КАРТИНА МИРА (динамика) – целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках мировоззренческих установок. Картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми картинами мира были мифологическая и религиозная, а затем и научная. Сегодняшняя концепция картины мира может быть выражена формулой: «системность, динамизм, самоорганизация».
«КИТАЙСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ» - этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения в Древнем Китае.
«КНИГА ПЕСЕН»И«КНИГА ПЕРЕМЕН» - наиболее известные произведения древнекитайской литературы.
КОНФУЦИАНСТВО – одна из основных (наряду с даосизмом) религиозно-философских систем Древнего Китая. Конфуцианство не столько религия, как национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад. Основатель учения – Кун-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Источник конфуцианства – «Луньюй» («Беседы и суждения») - книга, написанная последователями Конфуция и отражающая записи его бесед с учениками. В «Луньюе» изложена концепция совершенного человека, мудреца, живущего в гармонии с Небом, дана программа совершенствования человека для достижения слияния его с Космосом. Основу конфуцианского учения составляют 5 великих добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество. Со временем конфуцианство вошло в религиозный комплекс Кореи, Японии и некоторых других стран.
НИРВАНА – освобождение души от телесной оболочки и последующих перерождений.
ПАГОДЫ – в древнем Китае здания, состоящие из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Пагоды использовались в основном как храмовые постройки.
САНГИТ – ранняя форма театрального искусства, существовавшая в Древней Индии и включавшая в себя элементы разных видов искусств - пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца.
САНСАРА (букв. «колесо») – бесконечная цепь перерождений индивида.
САНСКРИТ – литературная форма древнеиндийского языка, на котором написаны многие памятники древнеиндийской литературы. В V веке до н.э. брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, его новый вариант и был назван санскритом. На санскрите были записаны знаменитые эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
СУТРЫ - священные предания, руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам жизни. По форме сутры представляют собой лаконичные изречения религиозно-философских учений. Если в брахманизме сутры – основанные на Ведах практические руководства по культу и поведению в жизни, то в буддизме это части священных канонических сборников (ср. сутта питака).
ТАНТРИЗМ– вид религиозной практики, сложившийся на основе тантр – магических приемов. Из тантр возникли священные формулы-заклинания – мантры, которым приписывалась волшебная сила.
ТРИМУРТИ– индуистская троица: Брахман – Шива – Вишну, выполняющих соответственно функции созидания, разрушения и охранения.
ЦЕЛЬ В ИНДУИЗМЕ – познание Вселенной в себе самом и себя во всем.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.