28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
Концепция культурных архетипов основывается на идеях «Аналитической психологии» К.Г.Юнга, «Культурно-исторической теории» Л.С.Выготского, «символического интеракционизма» Дж.Г.Кули, представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Центральным моментом «Аналитической психологии» является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенного в архетипах - общечеловеческих первообразах. Эти архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов в «измененных состояниях сознания» человека – во сне, под действием непреодолимых жизненных препятствий, в ситуации внутреннего конфликта. В этом плане архетипы - это содержательно архаические образы и переживания, а функционально - это первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности в форме различного рода глубинных первообразов-символов. Поэтому архетипы, недоступные непосредственному наблюдению, раскрываются лишь косвенно - через проекцию на внешние объекты. Юнг считал, что в процессе индивидуализации личность интегрирует содержание (архетипы) коллективного бессознательного.
При взаимодействии индивидуально и коллективно-бессознательного проявляется принцип компенсации. Этнос как большая социальная общность представляет собой сложную систему, у которой в процессе филогенеза появляются свойства, какими не обладают составляющие ее элементы-индивиды. Эти свойства на уровне коллективно-бессознательного уравновешивают или возмещают «шероховатости» и «недостатки» индивидуально-бессознательного.
Культурный архетип - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа – устойчивость и неосознанность. Люди не рефлексируют по поводу собственного культурного архетипа, который «работает» на сохранение культурного генотипа народа.
Культурный архетип дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего он проявляется в его повседневной жизни. При этом когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, он активизируется, - и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле. Именно поэтому культурный архетип рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».
Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.
Менталитет - это совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными. Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная на уровне повседневности система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации. Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением мира и значению человека в нем. Атрибутом менталитета выступает идентичность (за счет общности социальных условий, в которых формируется сознание), которая проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира.
Национальный характер – это генотип плюс культура. Генотип – это то, что человек получает от природы, через гены, а культура - это то, к чему человек приобщается в процессе социализации. Поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризирует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические черты индивидов.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.