logo
23545культорология

28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер

Концепция культурных архетипов основывается на идеях «Аналитической психологии» К.Г.Юнга, «Культурно-исторической теории» Л.С.Выготского, «символического интеракционизма» Дж.Г.Кули, представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Центральным моментом «Аналитической психологии» является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенного в архетипах - общечеловеческих первообразах. Эти архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов в «измененных состояниях сознания» человека – во сне, под действием непреодолимых жизненных препятствий, в ситуации внутреннего конфликта. В этом плане архетипы - это содержательно архаические образы и переживания, а функционально - это первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности в форме различного рода глубинных первообразов-символов. Поэтому архетипы, недоступные непосредственному наблюдению, раскрываются лишь косвенно - через проекцию на внешние объекты. Юнг считал, что в процессе индивидуализации личность интегрирует содержание (архетипы) коллективного бессознательного.

При взаимодействии индивидуально и коллективно-бессознательного проявляется принцип компенсации. Этнос как большая социальная общность представляет собой сложную систему, у которой в процессе филогенеза появляются свойства, какими не обладают составляющие ее элементы-индивиды. Эти свойства на уровне коллективно-бессознательного уравновешивают или возмещают «шероховатости» и «недостатки» индивидуально-бессознательного.

Культурный архетип - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа – устойчивость и неосознанность. Люди не рефлексируют по поводу собственного культурного архетипа, который «работает» на сохранение культурного генотипа народа.

Культурный архетип дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего он проявляется в его повседневной жизни. При этом когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, он активизируется, - и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле. Именно поэтому культурный архетип рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».

Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.

Менталитет - это совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными. Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная на уровне повседневности система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации. Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением мира и значению человека в нем. Атрибутом менталитета выступает идентичность (за счет общности социальных условий, в которых формируется сознание), которая проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира.

Национальный характер – это генотип плюс культура. Генотип – это то, что человек получает от природы, через гены, а культура - это то, к чему человек приобщается в процессе социализации. Поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризирует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические черты индивидов.