logo
23545культорология

47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса

Во второй половине XIX века Г.Рюккерт и Н.Данилевский отказались от европоцентристского взгляда на историю с его идеей монолинейного прогресса, т.е. пути, единого для всего человечества - того пути, по которому идет Западная Европа. Они утверждали, что в мире всегда существовали и существуют независимые друг от друга локальные миры, каждый из которых имеет свою историю. Поэтому никакой единой истории не существует, как не существует и идеи всемирного исторического прогресса. Таким образом, культурно-исторический процесс полилинеен.

Концепции полилинейности и монолинейности исторически альтернативны. Если история монолинейна, то различные социокультурные миры должны рассматриваться как общества, находящиеся на разных этапах исторического пути, и тогда неверно думать, что каждый из них эволюционирует «сам по себе» и проходит свой цикл жизни, не имеющий никакого отношения к историческому прогрессу. Если же история человечества полилинейна, сравнивать различные социокультурные миры по уровню развития в принципе невозможно и говорить о том, что одни из них продвинулись по пути исторического прогресса дальше других, не приходится. Сторонников второго подхода на Западе называют мультикультуралистами, (они считают, что все культуры в принципе равноценны и что моральные и социальные устои каждой из них заслуживают одинакового уважения). Однако трудно объективно сравнить культуру развитых стран и людоедство у полинезийцев и маори (аборигенов Новой Зеландии) в недавнем прошлом, обращение людей в рабство и т.д.

Выход из альтернативы можно найти, если обратить внимание на то, что оба этих подхода имеют ограниченную применимость и не абсолютизировать, считают Ю.Н.Солонин и М.С.Каган. В прошлом господствующей исторической тенденцией была полилинейность. История действительно складывалась из циклов эволюции, весьма слабо связанных между собой - в соответствии с принципами, из которых исходят Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Но эти принципы оказываются непригодными для описания современных культур. Ныне практически все народы втянуты в единую сеть контактов и образуют хотя и противоречивый, но единый человеческий мир. Антропологическое единство человечества как биологического рода дополняется его культурным единством. Таким образом, в современной истории человечества доминирующей тенденцией оказывается монолинейность.

Межкультурное взаимодействие порождает в наши дни проблемы, для которых пока не найдено окончательного решения. Не прекращаются споры о том, какие внешние заимствования приносят пользу национальной культуры, какие - вред.

Остается надеяться, что со временем человечество, объединившись, найдет пути разрешения противоречий, трудностей и проблем, порождаемых динамикой развития культуры.