logo
23545культорология

3. Функции культурологии

Функции эти в целом свойственны и другим гуманитарным наукам, хотя и имеют свою специфику.

Гносеологическая (познавательная) – общая для любой науки. Однако синтетический характер культурологического знания указывает на необходимость объединения различных способов и методов познания окружающего мира - науки, религии, философии и искусству.

Эвристическая – продиктована пониманием культуры как созидательного, творческого процесса. Человек создает культуру в различных ее проявлениях – создает художественные произведения, выращивает культурные растения, изобретает машины и т.д.

Воспитательная – тесно связана с эвристической, способствует вхождению в общество, культуру, помогает осознать нравственные, политические, правовые ориентиры.

Мировоззренческая – определяется философией культуры, которая помогает выявить и адекватно осмыслить художественную, религиозную или научную картину мира в определенную эпоху.

Герменевтическая – способствует воспроизведению культурной системы изнутри.

Компаративистская – сравнивает различные объекты культуры

Прогностическая – позволяет определить перспективы возможных путей развития культурных процессов.

Дескриптивная (от descriptive – описательный) – описание значимых элементов культуры.

Нарративная ( лат. «языковой акт, вербальное изложение»)– включение объекта в контекст или общее поле культуры.

Концептуально-описательная культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

Оценочная представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры и ее различные типы, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.

Объясняющая дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

Объяснительная – сведение материала к понятному.

Образовательная (обучающая) вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, выяснив основные тенденции ее развития, способна широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.