logo
23545культорология

49. Пути решения глобальных проблем

Специальные исследования глобальных проблем включают в себя целый комплекс мер по их разрешению. Однако наряду с принятием юридических нормативных документов, разработкой социальных программ по регулированию рождаемости и др., решение глобальных проблем многим видится в изменении самого человека, его культуры. Это изменение должно быть направлено на восстановление гармонии человека и непрерывно изменяющегося мира.

Культурные изменения должны привести к рождению новых ценностей - социальных, этических, духовных, которые составят культурную атмосферу будущего.

Но для того чтобы подобная культурная трансформация стала реальностью, необходимы не только огромные материальные затраты, но и перестройка принципов, на которых базируется современная культура:

  1. произвести замену стандартизации многообразием и плюрализмом, которые будут вызваны новыми типами производства, структурой потребления (по теории развития разумных потребностей), разнообразными формами политического поведения, сосуществованием религиозных различных систем и т.д.;

  2. развивать процесс не только централизации, но и децентрализации культурных связей и отношений. Это снизит значение разделения мира на развитый центр и отсталую периферию. Периферийные миры смогут также стать центрами культуры, науки и образования;

  3. обеспечить широкую информатизацию общества, влекущую за собой падение статуса бюрократии и социальной иерархии. Вертикальное деление общества должно активнее заменяться горизонтальным взаимодействием между людьми;

  4. обеспечить превращение человека в главную общественную ценность.

В изменении прежде всего природы самого человека видят решение глобальных проблем и ученые Римского клуба. По их мнению, нынешний кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой, могущественной роли в мире, осознать свою ответственность за его сохранение и дальнейшее развитие.

Другие ученые считают, что необходимый для беспроблемного существования человечества баланс интересов может быть достигнут лишь на основе преодоления социальных и иных противоречий, на путях удовлетворения потребностей всех людей, населяющих планету. Но сегодняшний мир достаточно далек от этого. Пока позитивно то, что на современном этапе глобальные проблемы не только выделены, но и осознаны насущные потребности их разрешения.

Конечно, любые выводы и обобщения в области культурологи всегда имеют относительный характер. Хотелось бы надеяться, что начало нового тысячелетия изменит ситуацию, и состояние очевидной кризисности сменится новым взлетом, который предусматривается культурологическими концепциями К.Ясперса (новое «осевое время»), и П.Сорокина (новая идеациональная культурная сверхсистема), а также, что оправдаются те великие надежды, которые возлагали на русскую культуру Н.Данилевский и О.Шпенглер.