logo
23545культорология

6. Морфология культуры

Первоначально слово «культура» употреблялось как агротехнический термин в значении «взращивать, возделывать землю» (ср. современное «в июне засеяно 1000 га злаковых культур»). Но уже Цицерон (106-43 до н.э) использовал этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии.

В эпоху средневековья слово «культура» употреблялась редко, уступив место слову «культ». В эпоху Возрождения происходит возврат к античному пониманию слова «культура», которое понималось уже как мир разума. Самостоятельное же значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа С.Пуфендорфа. Культура противопоставлялась им природному; сам термин употреблялся им как результат творческой деятельности общественно значимого человека.

Особенно большое внимание понятию «культура» стали уделять французские просветители XVIII века, которые сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от варварства и невежества к просвещенному культурному состоянию, а сама культура понималась как мир разума. В последние десятилетия все большее внимание уделяется культуре как знаковой системе

Культура в своем реальном существовании оказывается динамичной, исторической системой. При этом возможности ее прогресса зависят не от нее самой, а от организации общества – «традиционные» общества всемерно препятствуют развитию культуры, какому-либо изменению ее состояния, а общества «личностно-креативные», заинтересованные в непрерывном прогрессивном развитии культуры и дающие полный простор творческой деятельности личности, обеспечивают все более энергичный и быстрый рост новаторства в культуре.

Сказанное проливает свет на взаимоотношения культуры и личности: человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека. Но делает она это совместно с обществом.

Под понятием «культура» могут подразумеваться:

мировая (общечеловеческая) культура;

локальные культуры;

национальные и этнические культуры;

субкультуры (культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, отражающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общепринятых в обществе норм (язык, внешность, нормы, идеология, иерархия).

отдельные компоненты национальной культуры (культура труда, быта, правовая, художественная и др.);

надэтнические культурные общности (христианская, исламская, индо-буддийская и т.д.).

Современный подход к пониманию культуры требует осмысления ее как системно самоорганизованного целого, которое исторически сформировалось в ходе развития неизвестной животному миру формы деятельности, порождавшей сеть отношений культуры к природе, к обществу и человеку. Достаточно сложным является традиционное (но не всеми принимаемое) противоположение культуры на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя мир вещей, созданных трудом человека. Это культура труда и материального производства. В свою очередь материальная культура распадается на ряд категорий: животные, растения, культура почв, различные магистрали, иные пути сообщения, инструменты, здания и сооружения, технологии и оборудование.

К духовной культуре принято относить мифологию, религию, искусство и философию.

К особенностям духовной культуры относят:

1) неутилитарность (она нужна сама по себе, а не ради каких-либо целей);

2) наибольшая свобода творчества;

3) особый духовный мир, созданный силой человеческого воображения; он богаче реального мира;

4) наиболее чутко реагирующая на изменения среды самая хрупкая область культуры, более всего страдающая при социальных катаклизмах и нуждающаяся в поддержке общества.

В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей и отражают уровень развития человека и его «техногенной» сферы.

Однако некоторые разделы области невозможно определенно отнести к какой-либо из указанных областей; их считают «вертикальным сечением» культуры, пронизывающими все ее уровни. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, эстетическая и экологическая.

С позиций осуществления ценностей различают ценности позитивные - негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь неоднородна. Наиболее ее важными составляющими являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) насчитывают около 100 (это календарь, число, имя, ритуалы, семья и т.д.). Универсалии присущи всем культурам (см. ниже) от места, времени и социального устройства общества.

Культура делится также на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека и общество) Прогрессивную культуру справедливо связывают с понятием гуманизма, ибо она направлена в первую очередь на развитие духовной культуры.

В отделльных учебниках раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называют морфологией культуры.