logo search
23545культорология

Введение

Культурология – комплексная дисциплина, изучающая сложный, многофункциональный феномен культуры в ее диахроническом и синхроническом планах. Вбирая в себя множество гуманитарных дисциплин, культурология продолжает развиваться.Все это порождает многообразие подходов в изучении культуры и, как следствие, множество ее разных определений. Как отмечал недавно В.М.Розин, «нет одной культурологии; теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологическая теория задает свой подход и предмет».

Все это, несомненно, соответствует сегодняшнему духу времени и вместе с тем порождает ряд определенных проблем. Во многих вузах культурология подчас подменяется историей мировой культуры. Еще недавно авторы пособий нередко противоречили друг другу в трактовке материала, но и в наши дни рассматриваемый в учебниках материал не всегда соответствует требованиям учебных программ.

Сегодня, учащиеся школ и лицеев могут получить определенные начальные знания о культуре. «Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам, в том числе культурологии», - отмечают Ю.Н.Солонин и М.С.Каган. – «Это особенно касается университетов, а также институтов и академий, социогуманитарного профиля».

Именно студентам и аспирантам такого рода учебных заведений и предназначаются современные (и, к сожалению, немногочисленные) качественные учебники. Однако требования ФГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и тематическая структура тестов по культурологии практически едины для гуманитарных и негуманитарных вузов, тогда как студенческий контингент - в плане общей гуманитарной подготовки - нередко различается. Понятно, что студенту-гуманитарию, параллельно изучающему теорию и историю мировой литературы, психологию, основы языкознания и др. дисциплины подобного профиля, сдать Интернет-экзамен по культурологии значительно легче, нежели первокурснику, скажем, аграрного института. Соответственно разнятся и часы, отведенные на преподавание указанной дисциплины - разумеется, далеко не в положительную для негуманитариев сторону. Понятно, что за такой срок качественно изучить даже основные дефиниции предмета не представляется возможным.

Эти соображения и легли в основу создания компактного Справочника, призванного помочь студенту-негуманитарию в процессе самостоятельной работы при подготовке к семинару, зачету и Интернет-экзамену. На сегодняшний день наиболее удачным опытом в этом направлении представляется учебник А.С.Кармина и Е.С.Новиковой, снабженный опорным конспектом курса культурологи. В сущности, этот конспект - логическая схема базы знаний по всему курсу культурологи. Как показывает практика, студенты легко овладевают приведенными в опорном конспекте основными понятиями, не механически зазубривая термины, но логически связывая между собой изучаемый материал. К сожалению, и в этом учебнике отсутствует некоторые вопросы, предусмотренные образовательным стандартом.

Эту проблему и пытался решить автор предлагаемого Справочника по культурологии, целью которого стало рассмотрение ключевых тем и терминов по всем разделам указанной дисциплины.

Справочник состоит из двух частей: первая часть представляет собой краткое изложение основных разделов культурологии и достаточно объемного глоссария по всему курсу. В целом материал, рассматриваемый в этой части, дан в синхроническом плане, «по горизонтали»; здесь не приводится последовательность культурно-исторических этапов развития культуры. Эта часть носит в основном теоретический характер и охватывает темы, перечисленные в тематической структуре тестов Интернет-экзамена.

Вторая часть содержит краткие сведения по истории мировой и отечественной культуры, также затрагиваемые в курсе культурологии. Разделы приводятся здесь в хронологическом порядке. Отдельные ключевые термины (понятия «второго плана») выделяются курсивом. С учетом жанра Словаря-справочника помещенные в нем статьи различаются по объему, а курсивные выделения внутри текстов выполняют функцию подзаголовков, требуя обратить на них особое внимание. Некоторые главы содержат философско-историческое пояснение картины мира и связанных с ней особенностей рассматриваемой эпохи.

В целях сохранения исторической перспективы в ряде случаев оговаривается актуальность того или иного явления на последующих культурно-исторических этапах. Отдельная глава посвящена русской культуре (дополняя главу, помещенную в I части), однако те факты и явления, которые характерны не только для России, но и всей европейской культуры в целом, рассматриваются в соответствующих разделах справочника. Логические определения ключевых понятий даются с опорой на качественные научные работы признанных в мире отечественных и зарубежных культурологов. Особое внимание уделено духовной культуре первой половины ХХ в., рассмотренной в большинстве учебников не всегда корректно, с искажениями культурно-исторических фактов.

В конце II части автор счел нужным поместить краткое Приложение «Историческая и культурологическая периодизация и их различия». Здесь же излагается концепция развития истории культуры по К.Ясперсу. Концепциям других культурологов планируется посвятить отдельное пособие.

Справочник, как уже оговаривалось, предназначен для студентов негуманитарного профиля, но с учетом специфики культурологии как актуальной междисциплинарной науки, может быть полезен для студентов при изучении смежных дисциплин – философии, религиоведения, теории и истории мировой культуры.