logo search
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 4. Фовизм.

Встреча будущих фовистов в мастерской Г. Моро.

Осенний салон 1905 года в Париже и начало истории фовизма. Появление термина. Черты фовизма, характеризующие его как первое направление современного искусства: новая концепция живописного пространства, разрушение классического понимания композиции и колорита (специфика живописной техники, тенденция к плоскостности пространственного построения, к максимальной активизации чистого, плоского цвета, роль контура, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения форм). Причины предпочтения жанров пейзажа, портрета, натюрморта, связанные с целями и задачами фовизма. Сложение нового живописного формального языка на основе переработки и упрощения постимпрессионистических новшеств.

Неклассические истоки фовистической манеры: искусство примитива, африканское и первобытное искусство, детский рисунок, постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог), творчество Наби.

Смысл программного отречения фовистов от классического, «музейного» искусства и профессионального обучения. Начало переосмысления профессионального статуса художника, обусловленное требованиями творческой свободы, деструкции академических норм и правил.

Ведущая роль Анри Матисса (1869-1954) в формировании концепций искусства и стилистики фовизма. Творчество Мориса де Вламинка (1876-1958), Альбера Марке (1875-1947), Рауля Дюфи (1877-1953), Андре Дерена (1880-1954), Киса ван Донгена. Жорж Руо (1871-1958) – путь от фовизма к экспрессионизму. Эволюция творческой манеры, экспрессионистический характер сюжетов. Религиозная тема в его живописи.

Период позднего фовизма в творчестве Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» – их место в искусстве раннего XX века. Скульптура Матисса.