logo search
ответы на гос

2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.

1. Клуб. Возникает естест. Путем (не клуб как учреждение).

Признаки клуба как соц.-псих. Общности:

- отсутствие инструментальных целей, приоритет мотивов к отдыху, развлечению;

- отсутствие строгой иерархической структуры, свобода от отношений «руков-ва – подчинения»;

- примерно один социальный и интеллектуальный статус уч-ков (социогенная природа клубного общения – равенство);

- уединенное от посторонних место сбора, клуб – закрытая общность;

- отрицат. Отношение к чужим, нет борьбы с ними, клуб не агрессивен.

2. Коалиция. Эта разновидность досуговых общностей имеет четко обозначенные цели; формально, а иногда документально закрепленные связи между участниками; ярко выраженные инструментальные (предметные) отношения (напр., клуб горнолыжников – по соц.-псих. Природе это коалиция).

3. Клуб – коалиция (промежуточный, нестойкий вариант). Отличие от клуба: открытость; стремление сформировать цели, программу действий. Доминирует мотивация развлечения, приоритет связей по горизонтали.

4. Клика– группа с общими интересами, но связи базируются на личной зависимости, занимающих в иерархии более низкие ступени. Состав подбирается не по личным качествам, а по критерию личной преданности (напр., различные политизированные объединения).

5. Секта – единство ценностей; психологич. Зависимость от лидера; экспансия в плане завоевания пространства к лидеру (энергетика идет внутрь). М. Быть и худож.-творч. Объединения, психол. Клубы.

6. Банда – м.б. И в политике, и в эк., и в соц. Сфере (расширительное толкование).

Признаки:

- приоритет связей по вертикали, обладающих большой степенью жесткости;

- отношения замыкаются на лидере (он персонифицирован всегда);

- трехступенчатая иерархич. Структура банды: лидер и его ближ. Окруж. = участники = молодежь (в открытых условиях; это опред. Резерв);

- сплоченность (блокирует нерешительность, неопределенность); – агрессия к чужим;

- завоевание и охрана территории.

7. Коллектив. Теория коллектива была основополагающей в отеч. Педагогике (Макаренко, Сухомлинский). Критика теории К. – Азаров. Макаренко: банде м. Противостоять только К.

Два аспекта коллектива:

- это формализованная, жесткая система;

– эта система отвечает интересам тех, кто внутри нее.