19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
В 20-е годы - художественная самодеятельность, кружки, клубы, народные дома, дома Культуры.
В начале 30-х - Дворцы культуры, а в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки.
В 1928 году был основан новый вид КДУ - цпкио в Москве (парк как учреждение культуры)
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино и радиопередвижки, выставки) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны.
С началом ВОВ сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину уменьшилась. Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу.
В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки.
С конца 50-х «тематический вечер», вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения».
В 1965 году преобразование сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская)
В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).
Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.).
Достиженияв системе культурно-просветительной работы в СССР:
В СССР была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений; система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. Был накоплен определенный опыт работы с населением.
Проблемы в системе культурно-просветительной работы в СССР:
Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано. Культурно-просветительная деятельность являлась деятельностью по коммунистическому воспитанию трудящихся. Теория культурно-просветительной работы была предельно насыщена идеологическими штампами и сводилась к пересказу партийных решений и установок. Клубы, библиотеки, музеи, парки рассматривались как «орудия» внедрения в сознание масс марксистского мировоззрения. Также были политизированы и идеологизированы все виды общественной деятельности, общественные дисциплины, литература и искусство. К сожалению, такие сферы деятельности, как народные промыслы и ремесла (кузнечное ремесло, художественная роспись, берестяные и соломенные изделия), изучение этнических корней отдельных народностей бывшего СССР постепенно утрачивалась, т.к. Стояла партийная задача о переходе к новой исторической общности - «советский народ».
Противоречияв системе культурно-просветительной работы в СССР:
Пролеткультовские ошибки, связанные с неприятием непреходящих ценностей культуры (в частности, религиозной культуры) и неразработанностью общей теории культурно-просветительной работы привели к значительному опережению в развитии одних ее компонентов, таких как библиотековедение, и отставанию других, таких как клубоведение, - и практическому застою в научном осмыслении закономерностей и принципов социально-культурной деятельности парков культуры, музеев, кинотеатров, научно-просветительных, туристско- экскурсионных, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, театрально-зрелищных учреждений и иных институтов рациональной организации свободного времени.
Бесплатное для население пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, ориентация клубных учреждений на развитие культурно-просветительной, пропагандистской, воспитательной и др. Форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породило отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры, от части из-за того, что ее проводниками являлись люди зачастую далекими от культуры.
В соответствии с программными установками правящей партии насаждалась политизация культурной жизни. Среди всех сфер культуры главенствующую роль получила политическая культура, в которой господствовали марксистские догматы. Здесь формировались мировоззренческие ценности, которые затем вносились в массовое сознание и жизненную практику. Государственно-политические органы осуществляли в полном объеме управление духовной жизнедеятельностью. Это позволяло целенаправленно и системно развивать социокультурную инфраструктуру и в тоже время впрямую регулировать содержание образования, проблематику научных исследований, направленность художественного творчества. Свобода в мировоззрении, в творчестве трактовалась как модифицированное верноподданичество. Любое инакомыслие воспринималось как антипатриотическое проявление.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1 Скд в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности.
- 3.1.Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1.Взаимодействие церкви и государства в жизни современного общества: проблемы,направления, формы.
- 4.2.Методы организации скд.
- 5.1.Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Скд в эпоху Екатерины II.
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции развития инфраструктуры скс в современных условиях.
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности кду.
- 8.1. Функции скд.
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития.
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях.
- 1.Взаимодополняемость субъектов управления в коллективе.
- 10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база скд.
- 12.1. Социальная информация: виды, типы и свойства.
- 12.2.Методика выявления состояния скд.
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2.Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ.
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 16.2.Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений.
- 1.Нормативно-правовое.
- 2.Экономическое – на сегодня наиболее актуален фандрайзинг.
- 3. Организационное – т.Е. Менеджмент.
- 17.1. Скд в эпоху Александра II.
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд.
- 18.2. Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера.
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций как важнейшее направление скд.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение.
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы скд.
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности.
- 22.2. Скд в эпоху Петра I.
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Скд в системе непрерывного образования.
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ.
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития.
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд.
- 27.2. Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 3. Взаимоотношения го и государства.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Нхк в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.