logo
ответы на гос

17.2. Основные стадии формирования культуры личности (роль скд на каждой из этих стадий).

Три этапа (сферы) формирования культуры личности (по Аниарскому):

1. Хоминизация– очеловечивание. Овладение индивидом основами человеческого поведения. Адаптивно-нормативная функция. Народная педагогика и традиции. Главное семья.

2. Социализация– процесс и результаты вовлечения в социум (общество). Освоение и воспроизведение социального опыта. Адаптация, приспособление. Отчасти контролируемый процесс (институциональный/неиституциональный). Образовательно-развивающая функция.

Дотрудовая (от рождения до работы), трудовая (на работе), послетрудовая (после работы, пенсия).

Девиация – отклонение, девиационное поведение – отклонение от нормы (наркомания, алколизм, преступление).

Марганизация – изгой, один в обществе (связано с изменением общества – СССР)

Факторы социализации.

Мега - на уровне природы, Макро – на уровне государства, Мезо – на уровне больших социальных общностей (этнос, субкультура).

Микро – на уровне человека (его индивидульные характеристики)

На человека влияют все факторы социализации. Какие из них влияют больше, сказать нельзя, тк на разных этапах жизни каждый фактор играет свою роль. Факторы могут быть не только человеком, но и государственными нравами, порядками, нормами.

Агенты социализации – это субъекты, люди, с которыми человек взаимодействует (агенты оказывают влияние на процесс социализации). Степень значимости тех или иных агентов социализации зависит не только от времени соц, но и от людей, которые находятся рядом в тот или иной период.

Социализация подразумевает минимальные требования для проживания в каком-либо обществе.

3. Адаптация– приспособление к среде, в которой пребывает. Принцип преемственности, вовлечение индивида в мир культуры. Целенаправленные и стихийные процессы. Процесс общения.

Инкультурация – вовлечение человека в мир культуры. Формирование знаний о мировой культуре. В процессе происходит вовлечение человека в культуроохранительную, культуросозидающую и культуротворческую деятельность.

Этапы (сенситивные пики развития) – те этапы, когда человек наиболее восприимчив к той или иной инфо. В результате инкультурации формируется культурная грамотность (знание о культуре) и компетентность (умение применять эти знания). Талант, желание, мотивация.

Инкультурация – это освоение тех же норм, что и в социализации, но на более высоком уровне.

4. Индивидуализация- самореализация своего творческого потенциала.

Развитие человеческой индивидуализции, уникальности (талант, способности).

Умение действовать на основе своего опыта, а не на опыте всей социализации.

Самоактуализация – обособление личности от окружающей среды (Роджерс).

Задачи, реашемые в жизни:

1.естественно культурные (возрастные)

2.социально-культурные (познавательные, морально нравственные, ценностно смысловые)

3.социально-психологические (восстановление самосознания, формирование самого себя)

Макро (госудаврство, область), мезо (город,район), микро (друзья, сосед).

Этапы (сферы) формирования культуры личности (по Литвинцевой):

1. Семья

2. Детский сад (3 – 7 лет)

3. Школа (7 – 15-16 лат)

4. Специальное образование

5. Профессионально-трудовая сфера

6. Сфера внешкольного образования

7. Сфера культурно-досуговых учреждений, и др. Досуговых форм.

Формирование культуры индивида предполагает:

- овладение основами физической культуры;

- постижение материальной культуры, окружающей среды обитания;

- усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

В системе общекультурного развития личности сложилось 3 группы методов воздействия и вовлечения индивида в мир культуры и культурной деятельности.

1я группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

2я группа – методы вовлечения в культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний о культуре в нормы и принципы поведения, в нравственно-эстетические убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- приучение к выполнению общественно-культурных функций;

- самоорганизация;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игру и т.д.

3я группа – методы стимулирования культурной активности, которые включают в себя:

- положительный пример;

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспективу;

- критику и самокритику.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4