Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
Двуединый процесс в становлении структуры символистского знака: 1.) Сохранение значения литературных ассоциаций, сюжетного нарратива в картине и, в конечном итоге, иллюстративных, в определенном смысле, функций произведения. 2.) Трансформация взаимоотношении между литературной основой и символистскими значениями. Выстраивание новых, по сравнению с практикой искусства Нового времени, путей заимствования тем и образов, новых принципов сопоставления между собой культурных смыслов исторических эпох (античность, Средневековье) и возникновение на этой основе принципиально иных символистских контекстов, иной интерпретации культурной ретроспективы.
Проблема национальных школ и национального своеобразия на уровне выбора тем и сюжетов, принципов и механизмов символизации, художественной техники, отношения к академизму.
Творчество Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898). Характеристика индивидуальной манеры: живописная техника, отношение к изобразительной плоскости, пути и степень стилизации и упрощения формы. Значение литературной основы произведения, роль аллегории в его творчестве. Шаванн – один из крупнейших монументалистов в искусствеXIXвека. Пространственные, колористические и декоративные особенности его росписей, их тематика. Работы в музеях гг. Амьена, Лиона, Руана, ратушах Пуатье и Парижа, Сорбонне. Росписи для Пантеона в Париже.
Творчество Гюстава Моро (1826-1898).Индивидуальная манера: живописная техника, особенности колорита, понимание пространства, специфика декоративных эффектов. Образный мир произведений Моро и принципы генезиса символистских смыслов и значений. Темы и сюжеты, их истоки, оригинальность интерпретации. Переосмысление символико-аллегорического наследия классического искусства. Моро – мастер акварельной живописи. Значение Г. Моро как учителя будущих фовистов.
Творчество Одилона Редона (1840-1916).Графический период: характеристика техники, творческого метода, основные серии и их значение, иллюстративное начало и выбор литературных источников. Принципы синтеза символистских смыслов в системе знак – его содержание в графике Редона.
Развитие символистского метода от эпохи «Черных» к цвету в позднем периоде: проблема глубины и органичности символистского мышления и символистского языка. Оригинальность искусства Редона: адаптация возможностей европейского искусства к выражению духовных смыслов восточной культуры. Темы и образы, уникальность цветового решения, запечатлевшего иной (по сравнению с Гогеном) вариант активизации суггестивной и символико-выразительной силы цвета.
Идеал художника и образ искусства, попытка определения его сущности и глубинных целей на страницах дневника Редона «К себе самому». Значение этого документа для понимания интенций его творчества. Влияние Редона на современный ему художественный процесс и значение его искусства для развития ряда направлений XXстолетия.
Творчество Арнольда Беклина (1827-1901).Сложение индивидуального стиля, значение Италии, искусства итальянского Ренессанса. Эволюция от романтического классицизма к символизму. Особенности интерпретации античной мифологии и христианских сюжетов. Антитетичность художественного языка в картине «Одиссей и Калипсо» как основа генезиса символистского содержания. Авторские варианты «Острова смерти», художественные и семантические принципы развития символической темы.
Творчество Ханса фон Маре (1837-1887). Истоки и этапы сложения творческой манеры – учеба в Берлине и Мюнхене, влияние античного искусства. Встреча с Беклином. Дружба с Конрадом Фидлером и Адольфом фон Гильдебрандтом, значение их творческого объединения для теории искусства. Путешествия по Голландии, Испании, Франции, знакомство с творчеством Делакруа. Символический потенциал античного мифа и художественные средства его выражения в творчестве фон Маре. Влияние художника на немецкое искусство началаXXвека.
Творчество Ханса Тома (1839-1924).Творческая эволюция. Посещение Парижа, влияние французского реалистического пейзажа и Курбе. Знакомство с Беклином и обращение к символизму. Поездки в Италию и влияние итальянского искусства. Мифологическая и религиозная тематика и особенности ее интерпретации.
Творчество Франца фон Штука (1863-1928).Сочетание противоречивых тенденций в деятельности и искусстве Штука – академист и преподаватель в Мюнхенской академии; один из основателей Мюнхенского Сецессиона и журнала «Югенд». Роль Штука в формировании немецкого «югендштиля». «Вилла Штука» – образцовый пример устремлений ар-нуво к синтезу архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а работа самого Штука над ней – желание воплотить идеал синтетического творческого процесса, заканчивающегося не созданием одного произведения, а целостного и замкнутого художественного мира – среды обитания художника.
Соединение тенденций символизма и модерна в творчестве Штука. Влияние Беклина и фон Маре на его стиль. Символистская интерпретация античных тем, разработка иконографии женского образа.
Графическое творчество фон Штука.
Творчество Джеймса Энсора (1860-1949).Импрессионистический период и формирование зрелого стиля. Гротеск как категория символического языка художника. Мотив маски, тема смерти. Место картины «Вход Христа в Брюссель в 1889 г.» в его творчестве и в развитии религиозной тематики этого времени.
Творчество Энсора – у истоков экспрессионизма XXвека.
Творчество Эдварда Мунка (1863-1944).Ранний период. Проблема влияния личного жизненного опыта на духовный настрой творчества. Роль Парижа и современного искусства Франции в его творческой эволюции. Пребывание в Берлине – формирование зрелого стиля и особенностей символистского мышления художника. Темы жизни, смерти, женщины в его творчестве. Монументальные произведения – от берлинского «Фриза жизни» к поздним работам на эту тему для Университета в Осло. Мунк у истоков немецкого экспрессионизма.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации