13.2.Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ.
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс.
Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание (логическая цепочка действий)
Первый этап -диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры.
Субъектами выступают: работники учреждений культуры, образования.
Второй этап - нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов,
Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта
Третий этап -концептуальный. На основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.
Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации.
А) проблемы регионального характера в какой либо сфере
Б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.
Четвертый этап - проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы СК развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры.
Этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Возникает серьезная проблема - "собственные" интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования.
Пятый этап -исполнительско-внедренческий - создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение),
Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов.
Проекты описываются по следующей схеме:
1) Актуальность проекта (почему).
2) Аудитория проекта (для кого).
3) Цели и задачи проекта (зачем).
4) Форма реализации проекта (как).
5) Направления и содержание деятельности (мероприятия).
6) База реализации.
7) Исполнители и соисполнители.
8) Смета расходов и источники финансирования.
9) Сроки реализации
- 1.1 Скд в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности.
- 3.1.Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1.Взаимодействие церкви и государства в жизни современного общества: проблемы,направления, формы.
- 4.2.Методы организации скд.
- 5.1.Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Скд в эпоху Екатерины II.
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции развития инфраструктуры скс в современных условиях.
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности кду.
- 8.1. Функции скд.
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития.
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях.
- 1.Взаимодополняемость субъектов управления в коллективе.
- 10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база скд.
- 12.1. Социальная информация: виды, типы и свойства.
- 12.2.Методика выявления состояния скд.
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2.Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ.
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 16.2.Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений.
- 1.Нормативно-правовое.
- 2.Экономическое – на сегодня наиболее актуален фандрайзинг.
- 3. Организационное – т.Е. Менеджмент.
- 17.1. Скд в эпоху Александра II.
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд.
- 18.2. Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера.
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций как важнейшее направление скд.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение.
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы скд.
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности.
- 22.2. Скд в эпоху Петра I.
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Скд в системе непрерывного образования.
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ.
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития.
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд.
- 27.2. Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 3. Взаимоотношения го и государства.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Нхк в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.