logo search
23545культорология

12. Культура и личность. Маргинализация

Как уже говорилось, культура и личность – понятия взаимосвязанные. Личность – это движущая сила и создатель культуры и одновременно главная цель ее становления и развития.

Понятие человек обозначает общие свойства человеческого рода, а личность – единственного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом рождаются, личностью – становятся (или не становятся).

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого человека; понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный социальной средой его жизни - с учетом, разумеется, его врожденных качеств.

Поэтому при рассмотрении вопроса взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование тех качеств личности, которые формируют в ней культура интеллекта, духовности, творческого потенциала.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Система ценностей (ей будет посвящена отдельная гл.), оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится не в центре культуры, но на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности. И напротив, разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Но случается и так (особенно в последние годы), что человек живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своими прошлыми традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти свое место. Такую личность называют маргинальной. Это человек на рубеже двух культур и двух обществ, ценности которых зачастую могут быть разными.

Маргинальная личность является продуктом все усиливающейся миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать новые культурные ценности, социальные роли и образ жизни.

К маргинализации нередко приводят и смешанные браки – их потомство двукультурно по рождению (это особенно ощутимо, если супруги принадлежат к разным традициям). Дети, рожденные в таких браках, или наследуют обе традиции, или стоят перед выбором определяющих традиций.

К маргинализации ведет и утрата культурной и социальной идентичности людей в результате социальных изменений.

Любые реорганизации, меняющие социальный статус, роли людей, порождают напряженность, а нередко и психические расстройства.

К маргинализации ведет и процесс модернизации, который также может резко изменять конкретное социальное и культурное поля, к которым привык тот или иной индивид.

Но маргинальность имеет и положительные стороны. Нередко она служит стимулятором для развития творческих способностей личности; совмещение элементов разных культур может привести к обогащению личности.

Однако немногим маргиналам удается преодолеть свое психически расколотое состояние (вспомним рассказы В.Шукшина); им не всегда сопутствует успех, не всем удается освоить новую профессию на том же уровне профессионального мастерства, как прежнюю.

В условиях интенсивного взаимодействия культур требуется способность к адаптации к различным культурным средам.