logo search
23545культорология

3. Культура Древней Индии и Китая

БУДДИЗМ – первая мировая религия, зародившаяся в Индии в сер. 1-ого тыс. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, род. Ок. 560г. до н.э.

Буддизм проповедует 4 великие истины:

  1. Жизнь полна страданий.

  2. 2.Причина страданий – желания (жажда бытия, жажда наслаждений и могущества).

  3. Человек в силах устранить причины страданий, освободившись от желаний.

  4. Есть путь к прекращению страданий – восьмеричный путь Будды – праведное знание, праведное мышление, праведная речь, праведный поступок и т.д. Буддизм не требует полного отказа от мирских благ (как Джайнизм), а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью восьмеричный путь достигнет нирваны – независимо от того, в какой касте он родился.

Принципы Буддизма:

Идея непричинения вреда живому, ненасилия, общественного согласия, равноправия.

Умеренность, терпимость.

Стремление к духовному совершенствованию.

Разработка техник управления собственным телом и погружение в транс.

Традиции углубления в собственный мир, пренебрежение к земному, к хозяйственной стороне жизни, - сдерживают развитие экономики, науки, что в итоге привело к научно-техническому отставанию стран буддийского Востока от Запада.

ВАРНЫ (букв. «цвет») - приблизительный перевод: «касты» (существовавшие в древнеиндийском обществе). Варн было 4: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (купцы, земледельцы) и шудры (слуги). Принадлежащие к определенной касте носили одежды соответствующего цвета: брахманы – белые, кшатрии – красные, вайшьи – желтые; шудры же были «неприкасаемыми», «серыми».

ВЕДЫ– древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении веков (конец 11– нач. 1 тыс. до н.э.). Веды состоят из 4 сборников: Ригведа – собрание гимнов космологического характера; Самаведа – сборник песнопений, дополняющий тексты Ригведы ритуально-обрядовыми указаниями; Яджурведа – описание ведических ритуалов; Атхарваведа – сборник магических заклинаний. В Индию, как и в Иран, Грецию и восточную Европу ведические верования были принесены ариями; отсюда близость ведической религии к магическим религиям других древних цивилизаций.

«ГОХУА»- традиционный жанр китайской живописи. Картины пишутся кисточкой черной или серой тушью на бумаге или шелке. Главная тема гохуа – пейзажи: горы, реки, цветы и птицы; при этом изображенные предметы получают символическое истолкование. Так, сосна символизирует стойкость, долголетие; ива – женственность; орхидея – простоту, благородство и т.д. Гохуа выполняется в манере се и или гун би. Се и («передача идеи») по технике предполагает отображение общих очертаний пейзажа и человеческих фигур, без выписывания деталей, путем нанесения нескольких мазков черной туши различной толщины. Гунн би («прилежная кисть») – предписывает тщательное воспроизведение мельчайших деталей: причесок людей, оперений птиц и т.д.

ДАОСИЗМ– одно из основных (наряду с конфуцианством) религиозно-философских учений. Даосизм возник в Китае 1V-111 вв. до н.э. на основе традиционных верований: всеобщего принципа инь-ян, учения о пяти первоэлементах и изначальной гармонии всего сущего. Основателем учения считается легендарный Лао-цзы (604 - ? до н.э.) В центре его учения понятие Дао, Великого Пути, Абсолюта, господствующего повсюду, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него; оно дает начало, имя, форму всему сущему; даже Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – главная задача человека, в этом состоит цель и смысл его жизни. Именно Дао порождает Инь и Ян – два взаимодополняющих (не противоборствующих!) друг друга противоположных начал. Эти начала гармонично сосуществуют во Вселенной, подчиняя себе все парные противоположности – темное-светлое, злое–доброе, тупое-острое, женское-мужское и т.д. Инь и Ян стремятся друг к другу, и кульминацией этого считается слияние Неба и Земли. Отсюда следовал вывод об изначальной гармонии сущего, китайская практика недеяния, пассивного созерцания природы, стремление к слиянию с Бесконечным.

Показательно, что всемирно известный датский физик Нильс Бор приказал начертать на своем гербе в почетном зале Фредериксборгского замка этот древнекитайский символ и снабдить его надписью: «Противоположности суть дополнительности». Так сближаются открытый в XX веке Н.Бором принцип комплементарности и известный в глубокой древности принцип биполярности бытия.

Даосизм наряду с конфуцианством и буддизмом вошел составной частью в китайский комплекс «трех учений», пронизывающий все аспекты китайской культуры – медицину, искусство, ритуалы, бытовое поведение и т.п.

ДЗЕН-БУДДИЗМ – китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с 1 в. н.э. В V1-V11 вв. происходит распад дзен и чань-буддизма (кит. «чань» от санскр. «дхъяна» - медитация) на северную и южную ветви. Северная вскоре засохнет, а южная составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма. Восприняв от буддизма такие категории, как нирвана, карма и сансара, последователи дзен основной упор сделали на внелогические средства (сатори – метод внезапного озарения). Основная идея дзена – войти в контакт с внутренними процессами человеческого существа; его цель – «открыть око души – и узреть основу жизни». С этой целью в практике дзен активно использовались парадоксальные задачи (алогизмы), диалоги, дыхательные и «гимнастические» упражнения. Нирваны, озарения можно достичь тогда, когда человек живет без цели, без направления деятельности, целиком отдавшись медитации. Здесь дзен сходится с даосизмом.

Измененное состояние сознания, ставшее краеугольным камнем практики дзен, привлекало и продолжает привлекать многих писателей, художников, (см., например, сюрреализм) культурологов, психологов, философов и др. представителей гуманитарной сферы. Дзеном увлекался К.-Г.Юнг (дзен вообще связан с психоанализом, своей техникой, направленной на то, чтобы разбудить бессознательное); дзен стал базовым принципом нового перспективного направления - трансперсональной психиатрии. Многие исследователи психологии художественного творчества рассматривают сам процесс творческого вдохновения как вариант измененного состояния сознания.

ДХАРМА – в философии индуизма всеобщий и вечный порядок, удерживающий Вселенную. Дхарма – не символ Бога, она находится в самих вещах и явлениях и воплощает в себе безразличную закономерность Вселенной как единого целого. Если действие человека соответствует дхарме, то оно хорошее и ведет к порядку; если же действия противоречат порядку, то оно плохое и ведет по закону кармы к страданиям в следующих перерождениях. В буддизме дхармы – первичные элементы бытия и психофизические элементы личности (чувственные, слышимые, дхармы сознания и др.). Дхармы вечны, постоянно проявляются и исчезают; их волнения – источник страдания. Являясь «носителями своего признака», дхармы распадаются после смерти человека, но под действием той доминирующей дхармы, которая создана деятельностью человека в его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь складываются в новых комбинациях, давая начало новой личности. С буддийским учением о дхармах перекликаются новейшие теории физики и генетики. В.Хлебников, гениальный русский поэт и ученый-натурфилософ, писал в канун 1-ой мировой войны: «Я тихо радовался, что Будда был искусен в исчислении атомов».

ЗАКОНЫ МАНУ – своеобразные постановления, определявшие правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Законы Ману базируются на ключевых для всех религий Индии представлениях – сансаре, кармы и др. Так, согласно этим законам, укравший корову – го, переселялся в ящерицу – года, похитивший огонь (павака) – в птицу – вака. Так возникала эпическая картина взаимосвязи всего сущего в живой и «неживой» природе - картина, вдохновившая в начале XX века В.Хлебникова, П.Филонова, а позже – Н.Заболоцкого и А.Тарковского.

КАРМА – одно из центральных понятий религии Индии, закон воздаяния за добрые и злые поступки человека в его жизни.

КАРТИНА МИРА (динамика) – целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках мировоззренческих установок. Картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми картинами мира были мифологическая и религиозная, а затем и научная. Сегодняшняя концепция картины мира может быть выражена формулой: «системность, динамизм, самоорганизация».

«КИТАЙСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ» - этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения в Древнем Китае.

«КНИГА ПЕСЕН»И«КНИГА ПЕРЕМЕН» - наиболее известные произведения древнекитайской литературы.

КОНФУЦИАНСТВО – одна из основных (наряду с даосизмом) религиозно-философских систем Древнего Китая. Конфуцианство не столько религия, как национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад. Основатель учения – Кун-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Источник конфуцианства – «Луньюй» («Беседы и суждения») - книга, написанная последователями Конфуция и отражающая записи его бесед с учениками. В «Луньюе» изложена концепция совершенного человека, мудреца, живущего в гармонии с Небом, дана программа совершенствования человека для достижения слияния его с Космосом. Основу конфуцианского учения составляют 5 великих добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество. Со временем конфуцианство вошло в религиозный комплекс Кореи, Японии и некоторых других стран.

НИРВАНА – освобождение души от телесной оболочки и последующих перерождений.

ПАГОДЫ – в древнем Китае здания, состоящие из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Пагоды использовались в основном как храмовые постройки.

САНГИТ – ранняя форма театрального искусства, существовавшая в Древней Индии и включавшая в себя элементы разных видов искусств - пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца.

САНСАРА (букв. «колесо») – бесконечная цепь перерождений индивида.

САНСКРИТ – литературная форма древнеиндийского языка, на котором написаны многие памятники древнеиндийской литературы. В V веке до н.э. брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, его новый вариант и был назван санскритом. На санскрите были записаны знаменитые эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

СУТРЫ - священные предания, руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам жизни. По форме сутры представляют собой лаконичные изречения религиозно-философских учений. Если в брахманизме сутры – основанные на Ведах практические руководства по культу и поведению в жизни, то в буддизме это части священных канонических сборников (ср. сутта питака).

ТАНТРИЗМ– вид религиозной практики, сложившийся на основе тантр – магических приемов. Из тантр возникли священные формулы-заклинания – мантры, которым приписывалась волшебная сила.

ТРИМУРТИ– индуистская троица: Брахман – Шива – Вишну, выполняющих соответственно функции созидания, разрушения и охранения.

ЦЕЛЬ В ИНДУИЗМЕ – познание Вселенной в себе самом и себя во всем.