11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
Одно из центральных мест занимает образ Иисуса Христа (Спасителя). Спаситель (Спас) - традиционно на любом его изображении по обеим сторонам от головы расположены IC XC - сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос. Также традиционно окружает головы Спаса нимб круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, и вечности.
"Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения.
Самое знаменитое изображение - икона, написанная в начале XV века Андреем Рублевым. "Звенигородский Спасо".
"Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). Тут особо ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.
В образах Богоматери - Девы Марии, воплотился, вочеловечился Спаситель, образы его земной матери.
Евангелист Лука. икона "Богоматерь Владимирская.
В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке.
Богоматерь "Умиление" ("Елеуса"), милующая Богоматерь - поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.
Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.
Богоматерь "Великая Панагия" - "Всесвятая" - изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.
"Покров Божьей Матери" - изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.
Существует еще несколько сюжетных групп: иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла, Косьмы и Домиана и многих других. Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.
- 1)Искусство средних веков в странах европы, ближнего и среднего востока. Периодизация. Общие черты и национальное своеобразие.
- 2)Средневековое искусство в западной европе. Периодизация. Общая характеристика периодов.
- 3) Искусство дороманского периода.
- 4) Искусство романского периода.
- 5) Искусство готического периода.
- 6) Монументальная живопись византии
- 7) Иконопись византии.
- 8. .Система художественного убранства интерьера храма. Католическая и православная традиции.
- 9. Монументальная живопись древней руси.
- 10. Иконопись древней руси.
- 11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
- 12. Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.
- 13. Творчество ф. Грека.
- 14. Творчество л. Рублева.
- 15. Творчество дионисия.
- 17) Средневековое искусство китая. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 18) Скульптура китая
- 19) Китайская средневековая живописька
- 20) Дпи китая
- 21) Средневековое искусство японии. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 23) Ксилография укиё-э
- 24) Дпи японии
- 26) Средневековое искусство индии. Общая характеристика. Философская основа.
- 27) Скульптура средневековой индии.
- 28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.
- 29) Прикладное искусство арабского востока.
- 30) Орнамент, его роль и место в арабском искусстве.
- 31) Искусство иллюстрации в арабаской книге.
- 32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.
- 33) Канон в романском искусстве.
- 34) Канон в готическом искусстве.
- 35)Монументальная живопись в романский период.
- 36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика
- 37) Готический витраж.
- 40) Канон в средневековой живописи японии и китая.
- 42. Древнерусская иконопись домонгольского периода.
- 46) Китайская живописька, техника, сюжеты, религ.-нравственная основа.
- 47) Искусство периодов тан и сун.
- 48) Творчество саяраку и утамаро.