19) Китайская средневековая живописька
Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. У картин была своеобразная форма – свитки, к-е хранились в драгоценных шкатулках. На горизонтальных свитках изображались повести и легенды, на вертикальных – пейзажи. Вытянутая форма свитка создавала ощущение большого пространства, величия природы. Распространен был “жанр цветов и птиц”, изображаемый на ширмах, веерах, свитках и альбомных листах.
Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная «гун-би» («прилежная кисть»), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая – свободная и как бы незавершенная «сё-и» («живопись идеи»), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. В сочетаниях светлого, ничем не заполненного фона, гибкой, всегда очень точной линии и пятна таился секрет выразительных приемов китайской живописи. Поверхность бумажного или шелкового фона картины, легко впитывающая влажные краски и тушь, понималась живописцами то как пространство воздуха, то как спокойная гладь озера, то как туманная даль.
Китайские мастера не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на пористую бумагу или легко впитывавший влагу шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по разработанным длительной практикой условным законам, как будто вся природа, уведенная с высокой горы, разделялась, как театральная декорация, воздушной дымкой на следующие друг за другом планы. Созданные китайскими живописцами правила отражали образ их мышления, восхищения красотой окружающего мира.
Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойно
Пейзажи 11—12 вв. грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мельчайших подробностей из жизни природы.
Многие художники сунского периода писали картины на бытовые темы, продолжая танские традиции. Они изображали в своих длинных свитках сцены шумной городской жизни столицы Кайфына, народные праздники, игры детей, школу и резвых учеников, сцены из быта знати.
Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета. Общие реалистические стремления танского и сунского времени сказались на всех школах и направлениях живописи, а также на развитии всех видов искусства этих высших этапов культуры китайского средневековья.
Работы Ван Вэя - Река под снегом (находится в музе Гугун), Горы под снегом (Гугун), Пекин (частная коллекция в Японии)
Ли Сысюнь - Плывущие лодки и дворец на берегу реки. (Гугун, Тайбэй), Дворцы среди зеленых гор
. В периоды Юань и Мин индивидуальность художника стираются, в пейзажах и бытовых сценах повторяются одни и те же образы. Основа живописьки – не изучение природы а слепое подражание прошлому, хотя и были самобытные мастера, стремившиеся порвать с устаревшими законами – Сюй Вэй и Чжу Да, которые смелой кистью рисовали сочный-звучный виноград, цветы, пальмы.
- 1)Искусство средних веков в странах европы, ближнего и среднего востока. Периодизация. Общие черты и национальное своеобразие.
- 2)Средневековое искусство в западной европе. Периодизация. Общая характеристика периодов.
- 3) Искусство дороманского периода.
- 4) Искусство романского периода.
- 5) Искусство готического периода.
- 6) Монументальная живопись византии
- 7) Иконопись византии.
- 8. .Система художественного убранства интерьера храма. Католическая и православная традиции.
- 9. Монументальная живопись древней руси.
- 10. Иконопись древней руси.
- 11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
- 12. Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.
- 13. Творчество ф. Грека.
- 14. Творчество л. Рублева.
- 15. Творчество дионисия.
- 17) Средневековое искусство китая. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 18) Скульптура китая
- 19) Китайская средневековая живописька
- 20) Дпи китая
- 21) Средневековое искусство японии. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 23) Ксилография укиё-э
- 24) Дпи японии
- 26) Средневековое искусство индии. Общая характеристика. Философская основа.
- 27) Скульптура средневековой индии.
- 28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.
- 29) Прикладное искусство арабского востока.
- 30) Орнамент, его роль и место в арабском искусстве.
- 31) Искусство иллюстрации в арабаской книге.
- 32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.
- 33) Канон в романском искусстве.
- 34) Канон в готическом искусстве.
- 35)Монументальная живопись в романский период.
- 36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика
- 37) Готический витраж.
- 40) Канон в средневековой живописи японии и китая.
- 42. Древнерусская иконопись домонгольского периода.
- 46) Китайская живописька, техника, сюжеты, религ.-нравственная основа.
- 47) Искусство периодов тан и сун.
- 48) Творчество саяраку и утамаро.