logo
voprosy_istoria_ki2

19) Китайская средневековая живописька

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. У картин была своеобразная форма – свитки, к-е хранились в драгоценных шкатулках. На горизонтальных свитках изображались повести и легенды, на вертикальных – пейзажи. Вытянутая форма свитка создавала ощущение большого пространства, величия природы. Распространен был “жанр цветов и птиц”, изображаемый на ширмах, веерах, свитках и альбомных листах.

Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная «гун-би» («прилежная кисть»), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая – свободная и как бы незавершенная «сё-и» («живопись идеи»), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. В сочетаниях светлого, ничем не заполненного фона, гибкой, всегда очень точной линии и пятна таился секрет выразительных приемов китайской живописи. Поверхность бумажного или шелкового фона картины, легко впитывающая влажные краски и тушь, понималась живописцами то как пространство воздуха, то как спокойная гладь озера, то как туманная даль.

Китайские мастера не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на пористую бумагу или легко впитывавший влагу шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по разработанным длительной практикой условным законам, как будто вся природа, уведенная с высокой горы, разделялась, как театральная декорация, воздушной дымкой на следующие друг за другом планы. Созданные китайскими живописцами правила отражали образ их мышления, восхищения красотой окружающего мира.

Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойно

Пейзажи 11—12 вв. грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мельчайших подробностей из жизни природы.

Многие художники сунского периода писали картины на бытовые темы, продолжая танские традиции. Они изображали в своих длинных свитках сцены шумной городской жизни столицы Кайфына, народные праздники, игры детей, школу и резвых учеников, сцены из быта знати.

Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета. Общие реалистические стремления танского и сунского времени сказались на всех школах и направлениях живописи, а также на развитии всех видов искусства этих высших этапов культуры китайского средневековья.

Работы Ван Вэя - Река под снегом (находится в музе Гугун), Горы под снегом (Гугун), Пекин (частная коллекция в Японии)

Ли Сысюнь - Плывущие лодки и дворец на берегу реки. (Гугун, Тайбэй), Дворцы среди зеленых гор 

. В периоды Юань и Мин индивидуальность художника стираются, в пейзажах и бытовых сценах повторяются одни и те же образы. Основа живописьки – не изучение природы а слепое подражание прошлому, хотя и были самобытные мастера, стремившиеся порвать с устаревшими законами – Сюй Вэй и Чжу Да, которые смелой кистью рисовали сочный-звучный виноград, цветы, пальмы.