logo
voprosy_istoria_ki2

28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.

ПЕРИОДЫ

меккано-мединский – 6 – 7 вв – домусульманская Аравия, возникновение ислама

Дамасский – 7 – 8 вв – правление династии Омейядов

Багдадский – 8 – 11 вв – правление династии Аббасидов

Где: в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на местности Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной.

Изобразительное искусство – ограничено религиозным запретом изображать живые существа (хотя в некоторых миниатюрах в рукописях они были). Средневековому искусству арабов свойственна ярко выраженная декоративность, которая породила замечательное искусство узора. Орнамент—«музыка для глаз»—играл очень важную роль в средневековом искусстве всех народов Ближнего и Среднего Востока. Арабеска – новый тип узора, состоящий из пересечения и переплетения растительных мотивов и различных геом. фигур. Декоративному образному строю в средневековом арабском искусстве подчинено и изображение человека – там, где оно встречалось.

Аркитэкчэ – Планировка домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича, камня. Разнообразные формы арок – подковообразные, стрельчатые. Были созданы новые типы культовых и светских строений – мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты (башни, с которых призывали людишек молиться), караван-сараи, крытые рынки, дворцы правителей, здания мусульманских духовных училищ. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Большая мечеть династии Омейядов в Дамаске

Скульпчэ - Скульптура Омейядов. В Омейядском замке Каср-аль-Хейр западный скульптуры, украшающие главный фасад, имеют прототипом изображение римских погребальных трапез, а изображение юноши, несущего на руках ягненка, перекликается с позднеэллинистическим искусством восточного Средиземноморья (Мосхофор) и даже с раннехристианской символикой («Добрый пастырь»).

Скульптура Аббасидов. В аббасидский период круглая скульптура и высокий рельеф уступают место декоративному орнаменту. Лепной и резной в штуке орнамент обильно покрывает внутренние стены дворцов и даже жилых домов резиденций.

Во дворце Балькувара изобретательно и разнообразно применена штуковая декорация, составляющая панно в интерьерах, оформление ниш и дверных проемов.

ДПИ – Это керамические изделия, расписанные люстром — особым красочным составом, который в результате вторичного восстановительного обжига придавал изделиям золотистый отблеск различных оттенков, имитирующий металл; драгоценные ткани, от тончайших муслинов до тяжелой, затканной золотом парчи; резьба по дереву и слоновой кости; изделия из металла.