logo
voprosy_istoria_ki2

36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика

Романский рельеф: остатки языческих верований варваров, монументально-декоративные комплексы романских соборов часто расписывались. Важнейшее завоевание романской пластики – усиление роли человеческой фигуры. Фигура была разномасштабная (опять же церковная иерархия). Рельефы трактовались не как самостоятельная ценность, а как часть грандиозного целого. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Готический рельеф: В рельефе господствует почти круглая лепка, тяга к высокому рельефу - горельефу. Многие рельефы отличаются суровой простотой, наивной серьезностью и глубоким драматизмом образов. Фигуры очень материальны, появляется соблюдение пропорций и портретное сходствою.

Орнаментальный резной декор также отличался совершенством, однако играл в оформлении интерьера подчиненную роль в соответствии со скульптурой.