logo
voprosy_istoria_ki2

9. Монументальная живопись древней руси.

Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона.

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Новая религия утвердила единого бога, на многие века определив облик русской истории и культуры.

В Киеве она представлена фресками и мозаикой.

Мозаики и фрески Софии Киевской.

Соответствуют византийскому канону.

Главные темы – прославление небесной и земной церкви, божественности княжеской власти.

Изображались апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины в величественных позах.

Один из шедевров мозаичной живописи явл. Изображение Богоматери Оранты (молящейся) (Собор Святой Софии, Киев), с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Христу.

Самым распространенным живописным жанром являлся религиозный, а именно иконопись. Она поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев.

Наиболее популярным образом, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев.

Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур.

Линейная перспектива отсутствовала, образ существовал вне суетной, временной реальности. 

Новгородская школа живописи. По сравнению с византийскими, в новгородских иконах много экспрессии, непосредственности в выражении чувств.

В 13-14 вв., вместо золотого фона стали прибегать к насыщенному красному.

Новгородской школе присущи контрастность и насыщенность колорита, симметричность композиции, вытянутость фигур святых, устремленных к небу, динамика в выражении чувств.

Пример: творчество Феофана Грека – энергичная, стремительная манера письма.

В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками.