9. Монументальная живопись древней руси.
Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона.
Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Новая религия утвердила единого бога, на многие века определив облик русской истории и культуры.
В Киеве она представлена фресками и мозаикой.
Мозаики и фрески Софии Киевской.
Соответствуют византийскому канону.
Главные темы – прославление небесной и земной церкви, божественности княжеской власти.
Изображались апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины в величественных позах.
Один из шедевров мозаичной живописи явл. Изображение Богоматери Оранты (молящейся) (Собор Святой Софии, Киев), с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Христу.
Самым распространенным живописным жанром являлся религиозный, а именно иконопись. Она поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев.
Наиболее популярным образом, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев.
Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур.
Линейная перспектива отсутствовала, образ существовал вне суетной, временной реальности.
Новгородская школа живописи. По сравнению с византийскими, в новгородских иконах много экспрессии, непосредственности в выражении чувств.
В 13-14 вв., вместо золотого фона стали прибегать к насыщенному красному.
Новгородской школе присущи контрастность и насыщенность колорита, симметричность композиции, вытянутость фигур святых, устремленных к небу, динамика в выражении чувств.
Пример: творчество Феофана Грека – энергичная, стремительная манера письма.
В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками.
- 1)Искусство средних веков в странах европы, ближнего и среднего востока. Периодизация. Общие черты и национальное своеобразие.
- 2)Средневековое искусство в западной европе. Периодизация. Общая характеристика периодов.
- 3) Искусство дороманского периода.
- 4) Искусство романского периода.
- 5) Искусство готического периода.
- 6) Монументальная живопись византии
- 7) Иконопись византии.
- 8. .Система художественного убранства интерьера храма. Католическая и православная традиции.
- 9. Монументальная живопись древней руси.
- 10. Иконопись древней руси.
- 11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
- 12. Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.
- 13. Творчество ф. Грека.
- 14. Творчество л. Рублева.
- 15. Творчество дионисия.
- 17) Средневековое искусство китая. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 18) Скульптура китая
- 19) Китайская средневековая живописька
- 20) Дпи китая
- 21) Средневековое искусство японии. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 23) Ксилография укиё-э
- 24) Дпи японии
- 26) Средневековое искусство индии. Общая характеристика. Философская основа.
- 27) Скульптура средневековой индии.
- 28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.
- 29) Прикладное искусство арабского востока.
- 30) Орнамент, его роль и место в арабском искусстве.
- 31) Искусство иллюстрации в арабаской книге.
- 32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.
- 33) Канон в романском искусстве.
- 34) Канон в готическом искусстве.
- 35)Монументальная живопись в романский период.
- 36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика
- 37) Готический витраж.
- 40) Канон в средневековой живописи японии и китая.
- 42. Древнерусская иконопись домонгольского периода.
- 46) Китайская живописька, техника, сюжеты, религ.-нравственная основа.
- 47) Искусство периодов тан и сун.
- 48) Творчество саяраку и утамаро.