logo
voprosy_istoria_ki2

33) Канон в романском искусстве.

Так как эпоха романики – эпоха феодальных войн, основной упор романских сооружений делался на защиту. Отсюда пошли толстые укрепленные стены, узкие окна. Здания возводились обычно на холмах. Архитектура романского стиля нашла наибольшее отражение в храмах и др. монументальных сооружениях.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (нартекс), нефы и алтарь. Символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам, (телу, душе и духу). Восточная часть храма символизировала рай, западная – ад (страшный суд), северная – олицетворяла смерть, мрак, а южная – посвящалась новому завету. Вход в романских храмах часто устраивали на севере, тем самым путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.Преобладание темных цветов, сводчатые потолки, деревянные панели, полы из цветных терракотовых плит, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, — все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной, изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Ее было очень мало. Обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.