logo
voprosy_istoria_ki2

32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.

Фигура Богоматери изображалась обычно во фронтальном положении. Богородица –главный персонаж в иконописи.

Типы Богородицы.

Елеуса (умиление) – Богородица, обнимающая младенца.

Знамение – тело Богородицы несет в себе идею рождения младенца.

Одигитрия (путеводительница) – младенец и Богородица не общаются. Богоматерь Одигитрия изначально изображалась в рост, позднее сидящей на троне, с Младенцем Христом на левой руке либо держащей Его на коленях.

Гликофилуса (млекопитательница) – Мария держит младенца и кормит его грудью.

Троеручница, взыграние младенца-

Собор Богородицы – в мондорле, на троне, вокруг ангелы, младенец на коленях.

«Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее груди, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

«Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская.