logo
voprosy_istoria_ki2

37) Готический витраж.

Готический витраж являлся одним из видов монументально-декоративной живописи. Витражи создавались для того, чтобы передать в храме религиозное настроение. Они располагались на фасадах, иногда купольных частях здания; свет, проходящий сквозь витраж – символизировал святость изображенных религиозных сюжетов. Обогащается набор стекол, стекло часто дополняется бесцветным, используется роспись.

Примеры. Вестминистерское аббатство (Англия), Собор парижской Богоматери (франция), Аугсбурский собор (Германия).

Техника изготовления готического витража – скрепление свинцом вырезанных из окрашенного стекла деталей. Для того чтобы краска была устойчивой ее обжигали в печи, где она намертво спекалась со стеклом.

Основная тема - религиозная. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета.

Особое место выделяется готической розе – централизованная, точно высчитанная математически композиция

39) КАНОН В МУСУЛЬМАНСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ.

Произведения архитектуры мусульман обращены во внешний мир глухими стенами, а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Орнамент состоит из отдельных повторяющихся законченных форм. Стремление к протяженности, повторимости, стремление к перетеканию из одной формы в другую, из одного состояния в другое. Если в европейской, дальневосточной и индийской культуре изобразительные искусства (живопись, скульптура) процветали, то в мусульманской они существовали в весьма ограниченном объёме в связи с запретом на создание изображений одушевлённых существ. В исламе существует очень жесткий запрет на изображение живых существ. Любой, создавший живое изображение человек становится творцом, подобным Аллаху, и за его в Судный день будет наказан. . Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был в другом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Она - в любовании фрагментом, элементом, деталью - звуком, фразой, словом, элементом орнамента. Это свойство наряду с особым почитанием слова в средневековой мусульманской культуре привело к особому положению каллиграфии. Буквы становились не просто знаками для выражения какого-либо содержания, но обретали и художественное значение. Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был в другом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Они служили напоминанием о слове Бога - о Коране.