logo
voprosy_istoria_ki2

47) Искусство периодов тан и сун.

Аркитэкче - Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города – мощные крепости, окруженные рвом и стенами, четкие по прямоуг. плану. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу: на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Основную роль играл каркас, состоящий из опорных столбов, покрытых красным лаком, балок и сложных узорных кронштейнов — доугун. Черепичная крыша с чрезвычайно широким выносом защищала интерьер от палящего летнего солнца и дождей.

Пагоды – каменные башни, отличавшиеся геометрической строгостью и ясностью членений. Возводились на возвышениях. Пример - Пагода диких гусей – Даяньта.

При Сунах архитектура постепенно утратила монументальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к слиянию с природой. Пагоды – вытянутые, легкие. Пагода Баочу. Начали возводиться комплексы маленьких декоративных садов, состоявшие из искусственных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с легкими деревянными беседками.

Скульпче - периода Тан Статуи буддийских святых в монастырях приобрели особую пластичность, в рельефе появились бытовые сюжеты. Статуи Даньхуана вылеплены из лёссовой глины, это духи-хранители входов, демоны, ярко-раскрашенные юноши-бодхисатвы. Рельефами украшались и погребения императоров. Скульптура 10—13 вв. отличается от полнокровной красоты образов танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применяются лак, сандаловое дерево, металл и т. п.

Скульптура Сун отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т. п.

Живопись КАК МНЕ НАСТОХЕРЕЛО ПРО НЕЕ СОТЫЙ РАЗ ПИСАТЬ была высшим достижением искусства этих периодов. Китайские мастера не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на пористую бумагу или легко впитывавший влагу шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по разработанным длительной практикой условным законам, как будто вся природа, уведенная с высокой горы, разделялась, как театральная декорация, воздушной дымкой на следующие друг за другом планы. Созданные китайскими живописцами правила отражали образ их мышления, восхищения красотой окружающего мира.

Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету, Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее.

Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета.

48) ХИРОСИГЕ И ХОКУСАЙ.Хиросиге – две основные темы – дорога Токайдо и достопримечательности Восточной столицы – Эдо. Нередко его упрекали в том, что он намеренно искажал облик изображаемой местности, чертовы критики. Видимо, эти отступления продиктованы чисто художественными соображениями. “Сто знаменитых видов Эдо” – его поздняя серия. Хиросигэ не только изображал местность, но и стремился передать ее эмоциональную доминанту, настроение природы. “Тото мэйсё”, “Токайдо годзюсан цуги-но ути” – ранние пейзажные серии.

Хокусай - своих работах он не довольствуется непосредственной передачей природного мотива, но стилизует, обобщает пейзаж, достигая его символического звучания. Нередко изображение природы отступает на второй план перед стремлением создать эффектную, мастерски построенную композицию, обладающую философским подтекстом. «Путешествия по водопадам страны», «36 видов горы Фудзи». Поздние работы мастера отличаются высоким графическим мастерством, однако уступая в богатстве и тонкости колорита более ранним сериям. «100 видов Фудзи». Характерный пример из этой серии картина «Волна», где художник изящными завитками пишет пену на гребне вздыбившейся волны и летящую над морем стаю птиц.