13. Творчество ф. Грека.
Феофан Грек был одним из византийских мастеров. До приезда в Новгород художник расписал свыше 40 каменных церквей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе. Феофан писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещенные. Моделируя лица, Феофан заканчивает письмо, накладывая белильные блики иногда в затененных частях лица. Персонажи грека не только не похожи друг на друга внешне – они живут и проявляют себя по-разному. Иконописец умеет сделать зримым «внутреннего» человека. Грек мыслит фигуру трёхмерно, пластично. Он отчётливо представляет себе, как тело располагается в пространстве, поэтому, не смотря на условный фон, его фигуры кажутся окружёнными пространством, живущими в нём.
Первые работы Феофана Грека в Новгороде - фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице. Главное в росписи - возвеличивании аскетического подвига, ожидание апокалипсиса.
В колорите Феофана приобрели особую звучность темные тона, художник моделировал форму яркими мазками белильных тонов - пробелами. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе, которые не сохранились до нашего времени. С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы "Богоматерь Донская", на обратной стороне которой изображено "Успение Богородицы". Изображение Марии дано в темных теплых тонах, формы тщательно проработаны. Во фреске "Успение Богородицы" Феофан сократил количество персонажей, на темно-синем фоне - одетый в золотистый хитон Христос, Богоматерь, возлежащая на смертном одре. В Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году - Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенский - древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.
- 1)Искусство средних веков в странах европы, ближнего и среднего востока. Периодизация. Общие черты и национальное своеобразие.
- 2)Средневековое искусство в западной европе. Периодизация. Общая характеристика периодов.
- 3) Искусство дороманского периода.
- 4) Искусство романского периода.
- 5) Искусство готического периода.
- 6) Монументальная живопись византии
- 7) Иконопись византии.
- 8. .Система художественного убранства интерьера храма. Католическая и православная традиции.
- 9. Монументальная живопись древней руси.
- 10. Иконопись древней руси.
- 11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
- 12. Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.
- 13. Творчество ф. Грека.
- 14. Творчество л. Рублева.
- 15. Творчество дионисия.
- 17) Средневековое искусство китая. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 18) Скульптура китая
- 19) Китайская средневековая живописька
- 20) Дпи китая
- 21) Средневековое искусство японии. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 23) Ксилография укиё-э
- 24) Дпи японии
- 26) Средневековое искусство индии. Общая характеристика. Философская основа.
- 27) Скульптура средневековой индии.
- 28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.
- 29) Прикладное искусство арабского востока.
- 30) Орнамент, его роль и место в арабском искусстве.
- 31) Искусство иллюстрации в арабаской книге.
- 32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.
- 33) Канон в романском искусстве.
- 34) Канон в готическом искусстве.
- 35)Монументальная живопись в романский период.
- 36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика
- 37) Готический витраж.
- 40) Канон в средневековой живописи японии и китая.
- 42. Древнерусская иконопись домонгольского периода.
- 46) Китайская живописька, техника, сюжеты, религ.-нравственная основа.
- 47) Искусство периодов тан и сун.
- 48) Творчество саяраку и утамаро.