logo
voprosy_istoria_ki2

40) Канон в средневековой живописи японии и китая.

Китай. Природа в живописи обожествлена. Художник работает без эскизов. Используется плавающая перспектива. Шань-шуй («гора-воды») — традиционные китайские пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. Для рисунка используются минеральные краски или чёрная тушь; изображения сопровождаются каллиграфическими надписями.

Жанр сложился в начале нашей эры, высочайший его расцвет — X—XIII века (художники Го Си, Ли Тан, Ма Юань)

6 законов китайской живописи:

1. Ци - отзвук духа. Душевное напряжение. Одухотворённый ритм живого движения.

2. Юнь –метод кости. Умение художника овладеть структурой линии. Костяк произведения. Структурный метод пользования кистью.

3. Сы –идея. Соответствие изображения роду вещей.

4. Цзын –вид. Точное владение колоритом. Применения красок сообразно с объектом.

5. Би –кисть. Композиция. Соответствие расположению вещей.

6. Мо –тушь. Следование древности, копирование.

Пример: Шэнь Чжоу «Величественная гора Лу»

Япония. Живопись на свитках предполагает обобщённый взгляд на природу, зрителю даётся возможность «войти» в пейзаж. В ширме наоборот главенствует плоскостное изображение. Имеет значение основа, в отличие от свитка. Ширма: основу из дерева покрывали пластинками из слюды и перламутра, но не полностью, частично. Роспись: краски с добавлением золота или серебра, иногда в технике набрызгивания, некоторые элементы в технике рельефа. Ширма –декоративный элемент, поэтому принципы живописи особые: условные цвета, динамичные контрасты, уплощение пространства. Композиционные особенности воспринимаются с положения сидя. Появляется в эпоху хэй ан. В 18-19 вв. расцвет монументальных росписей. Примеры: Агата Корин –автор ширм и вееров. Хиросиге Иритюсаи «36 видов фудзи», «Буря в горах».

41) ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ХРОНОЛОГИЯ.

5-15в

Византия – государство, возникшее на обломках античной цивилизации в восточной Римской империи в результате ее распада.

В 6в. При императоре Юстиниане I Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Основной центр культуры – Константинополь.

Характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в.) Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор.

Храм святой Софии – супер круто, огромная базилика.

В Византии была разработана иконография. Постепенно иконографические типы утвердились в каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями византийцы используют смальту. (мозаики церкви Сан Витале в Равенне).

Фрески римской церкви Санта-мария Антиква

В 8-9вв происходит эпоха иконоборчества, множество икон уничтожаются.

Под влиянием иконоборцев в живопись вошли светские темы.

42)ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К шедеврам мозаичной живописи относятся «Добрый пастырь в райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Тип молодого Христа – атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент.

Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба. Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Размещение под разными углами кусочки смальты переливаются. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны.