logo
voprosy_istoria_ki2

10. Иконопись древней руси.

Приняв в 988 г. Христианство из Византии, древнерусское гос-тво, тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Ее усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство.

Тематика и содержание иконописи тесно связаны с религией и находились под контролем церкви.

Художник обязан был следовать приемам иконографии – запечатлеть духовную истину, не изменяя композиционную схему, облик персонажей по своему усмотрению. => Каноничность икон, т. е., следование строим правилам – канону.

Существовали образцы (прописи) (контурные кальки) – не дававшие уклониться на путь самоосмысления.

Икона не стремилась к реализму, а напротив, подчеркивала расстояние между высшим миром и земным.=> икона тяготела к условным формам, преодоление телестности персонажей и окружающего их объема.

-Подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т.е., состояещего лишь из ближнего и среднего планов.

-дальний план ограничен золотым(красным, синим, желтым, зеленым) фоном, называемым «светом». – это изображение Божественного света – безграничной и сверхпредельной сферы святого.

Иконы писали на досках, на Руси – на липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочные и яркие. Сверху покрывались олифой – веществом на основе растительного масла, образующим пленку, защищающую живопись от влаги и повреждений. (ее использовали вместо лака)

Самая известна из сохранившихся русских икон – «Троица» Рублева – величайшее творение гения, известное и почитаемое во всем мире.(ДАЛЕЕ, ЧТАЕМ 38 ВОПРОС И ВКРАТЦЕ РАССКАЗЫВАЕМ О ИКОНЕ «ТРОИЦА, КАК ПРИМЕРЕ)