10. Иконопись древней руси.
Приняв в 988 г. Христианство из Византии, древнерусское гос-тво, тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Ее усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство.
Тематика и содержание иконописи тесно связаны с религией и находились под контролем церкви.
Художник обязан был следовать приемам иконографии – запечатлеть духовную истину, не изменяя композиционную схему, облик персонажей по своему усмотрению. => Каноничность икон, т. е., следование строим правилам – канону.
Существовали образцы (прописи) (контурные кальки) – не дававшие уклониться на путь самоосмысления.
Икона не стремилась к реализму, а напротив, подчеркивала расстояние между высшим миром и земным.=> икона тяготела к условным формам, преодоление телестности персонажей и окружающего их объема.
-Подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т.е., состояещего лишь из ближнего и среднего планов.
-дальний план ограничен золотым(красным, синим, желтым, зеленым) фоном, называемым «светом». – это изображение Божественного света – безграничной и сверхпредельной сферы святого.
Иконы писали на досках, на Руси – на липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочные и яркие. Сверху покрывались олифой – веществом на основе растительного масла, образующим пленку, защищающую живопись от влаги и повреждений. (ее использовали вместо лака)
Самая известна из сохранившихся русских икон – «Троица» Рублева – величайшее творение гения, известное и почитаемое во всем мире.(ДАЛЕЕ, ЧТАЕМ 38 ВОПРОС И ВКРАТЦЕ РАССКАЗЫВАЕМ О ИКОНЕ «ТРОИЦА, КАК ПРИМЕРЕ)
- 1)Искусство средних веков в странах европы, ближнего и среднего востока. Периодизация. Общие черты и национальное своеобразие.
- 2)Средневековое искусство в западной европе. Периодизация. Общая характеристика периодов.
- 3) Искусство дороманского периода.
- 4) Искусство романского периода.
- 5) Искусство готического периода.
- 6) Монументальная живопись византии
- 7) Иконопись византии.
- 8. .Система художественного убранства интерьера храма. Католическая и православная традиции.
- 9. Монументальная живопись древней руси.
- 10. Иконопись древней руси.
- 11. Сюжеты иконописи (на примере искусства византии и древней руси).
- 12. Иконостас. Эволюция форм. Композиционное решение. Идейный смысл.
- 13. Творчество ф. Грека.
- 14. Творчество л. Рублева.
- 15. Творчество дионисия.
- 17) Средневековое искусство китая. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 18) Скульптура китая
- 19) Китайская средневековая живописька
- 20) Дпи китая
- 21) Средневековое искусство японии. Общая характеристика. Периодизация. Философская основа, заимствования. Блять.
- 23) Ксилография укиё-э
- 24) Дпи японии
- 26) Средневековое искусство индии. Общая характеристика. Философская основа.
- 27) Скульптура средневековой индии.
- 28) Искусство арабского востока в средние века. Общая характеристика, периодизация, религиозно-философская основа.
- 29) Прикладное искусство арабского востока.
- 30) Орнамент, его роль и место в арабском искусстве.
- 31) Искусство иллюстрации в арабаской книге.
- 32.Образ Богородицы н его типология в средневековом православном искусстве.
- 33) Канон в романском искусстве.
- 34) Канон в готическом искусстве.
- 35)Монументальная живопись в романский период.
- 36) Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика
- 37) Готический витраж.
- 40) Канон в средневековой живописи японии и китая.
- 42. Древнерусская иконопись домонгольского периода.
- 46) Китайская живописька, техника, сюжеты, религ.-нравственная основа.
- 47) Искусство периодов тан и сун.
- 48) Творчество саяраку и утамаро.