О культуре
В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, понижающей в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведет к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века. Никогда еще не было такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним ее уровнем, как в наш буржуазно-демократический век. Ибо в прежние века конфликт этот ослаблялся более органическим складом культуры. Но в культуре, утерявшей «органичность», отступившей от иерархического своего строения, культуре, по своему строению <(критической», этот конфликт становится невыносимо мучительным. Он вызывает невыразимую печаль лучших людей нашей эпохи. Вам, людям демократического духа, незнакома эта печаль и непонятно это зловещее чувство одиночества в современной культуре. Для вас культура лишь средство вашей политики и экономики, лишь орудие благоденствия, лишь культура для народа. ... Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа.
Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид рагvепu. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. <...> Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие. Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно Церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению. Во всякой культуре, на известной ступени ее развития, начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры, культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из культур — культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Но в самой культуре обнаруживается тенденция к разложению своих религиозных и духовных основ, к низвержению своей символики. И культура античная, и культура западноевропейская переходит чрез процесс «просвещения», которое порывает с религиозными истинами культуры и разлагает символику. При этом обнаруживается роковая диалектика культуры. Культуре свойственно, на известной стадии своего пути, как бы сомневаться в своих основах и разлагать эти основы. Она сама готовит себе гибель, отделяясь от своих жизненных истоков. Культура духовно истощает себя, рассеивает свою энергию. Из стадии «органической» она переходит в стадию «критическую». Чтобы понять судьбу культуры, нужно рассматривать ее динамически и проникнуть в ее роковую диалектику. Культура есть живой процесс, живая судьба народов. И вот обнаруживается, что культура не может удержаться на той серединной высоте, которой она достигнет в период своего цветения, ее устойчивость не вечна. Во всяком сложившемся историческом типе культуры обнаруживается срыв, спуск, неотвратимый переход в такое состояние, которое не может уже быть наименовано «культурой». Внутри культуры обнаруживается слишком большая воля к новой «жизни», к власти и мощи, к практике, к счастью и наслаждению. Воля к могуществу, во что бы то ни стало, есть цивилизаторская тенденция в культуре. Культура бескорыстна в своих высших достижениях, цивилизация же всегда заинтересована. Когда <просвещенный» разум сметает духовные препятствия для использования «жизни» и наслаждения «жизнью», когда воля к могуществу и организованному овладению жизнью достигает высшего напряжения, тогда кончается культура и начинается цивилизация. Цивилизация есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой «жизни», искание «жизни», отдание себя ее стремительному потоку, организация «жизни», упоение силой жизни. В культуре обнаруживается практически-утилитарный, «реалистический», т. е. цивилизаторский, уклон. Большая философия и большое искусство, как и религиозная символика, не нужны более, не представляются «жизнью». Происходит изобличение того, что представлялось высшим в культуре, верховным ее достижением. Разнообразными путями вскрывают не священный и не символический характер культуры. Перед судом реальнейшей «жизни» в эпоху цивилизации духовная культура признается иллюзией, самообманом еще не освобожденного, зависимого сознания, призрачным плодом социальной неорганизованности. Организованная техника жизни должна окончательно освободить человечество от иллюзий и обманов культуры; она должна создать вполне «реальную» цивилизацию. Духовные иллюзии культуры поражены были неорганизованностью жизни, слабостью ее техники. Эти духовные иллюзии исчезают, преодолеваются, когда цивилизация овладевает техникой и организует жизнь. Экономический материализм очень характерная и типичная философия эпохи цивилизации. Это учение выдает тайну цивилизации, обнаруживает внутренний, ее пафос.
Цит. по. Бердяев Н А. Философия неравенства, — М, 1990.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347