logo
Культурология / УМКДКультурология13а

6.8. Социальные функции искусства

Искусство выполняет множество социальных функций.

Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в созна­нии человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Ничем не заменить специфическую способность искусства формировать художественные вкусы, способности и по­требности человека, и этим ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало лич­ности, желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслажде­ние и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.

Таким образом эстетическая и гедонистическая функции искусства тесно взаимосвязаны, они сопровождают, окрашивают, придают смысл произведениям искусства.

Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участ­вует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.

Сам процесс художественного творчества -- это преобразование с помощью воображения, впе­чатлений от действительности в художественных образах. Художник реализует жизненный материал художественного образа, используя мрамор, краски, слова, ин­тонации, создавая скульптуру, картину, поэму или симфонию.

Таким образом, искусство -- творение художественной реальности и преображение ре­ального мира в соответствии с идеалами художника.

Компенсаторная функция -- искусство как утеше­ние имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собствен­но компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутрен­нюю гармонию личности, способствуя сохранению и вос­становлению психического равновесия.

Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Искусство способно к ос­воению и познанию тех сторон жизни, которые пока недоступны науке. Изо­бражая явление, искусство открывает его, возвращая ему пер­возданную прелесть, оттачивает наши социокультурные ощущения и желания, учит по-человечески воспринимать и познавать мир. Это придает ему мощную силу воздействия на человека, т. к. служит средством просве­щения (передачи опыта) и образования (формирования и передача навыков, мышления, системы взглядов). Оно -- «учебник жизни».

Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении обще­мировых проблем, например экологических. При этом художника интересует судьба и его ге­роев, и всего человечества, он мыслит в масштабах истории и с нею соотносит содержание своего произведения, художе­ственно выраженная реальность которого им концептуально нагружена информационно-смысловым значением.

Прогностическая функция -- искусство как предсказание, предвосхищение. Интеллект человека спсобен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современ­ных и грядущих явлений. Ученый способен делать умозак­лючения о будущем, а художник -- его образно пред­ставить. Прогнозирование, предвосхищение, предвидение -- всё это формы «прыжка», «прорыва» образной мысли в будущее.

Коммуникативная функция -- искусство как обще­ние, состоит в том, что оно является средством художественного обще­ния. Сегодня искусство рассматривается семиотически, как знаковая система со своими кодами, символами, условностями.

Вос­приятие произведения происходит по законам прямого и опосредственного художественного общения. Оно позволяет людям обмениваться мироощущением и мыслями сознания, дает возможность человеку исторически приобщаться к национальному и социальному опыту, далеко отстоящему от него во врем ени и пространстве.

Таким образом, искусство повышает духовный потенциал и общность человечества, проклады­вает пути к взаимопониманию народов и культур.

Информационная функция -- искусство как сооб­щение, состоит в том, что искусство слу­жит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.

Канал связи в искусстве специфичен: художествен­ная информация всегда оригинальна, эмоционально на­сыщенна, парадоксальна, эстетически и символически богата, ее язык ал­легоричен и часто в смысловом отношении более выразителен, чем естественный язык.

Воспитательная функция -- искусство как катар­сис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.

В отличие от других форм общественного сознания, кото­рые воспитывают частично, искусство преобразует человека в социокультурную личность.

Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом вос­питательного воздействия искусства на личность. Особенность её в том, что она не является дидактическим нравоучительством, а идет че­рез эстетический идеал, проявляющийся в положитель­ных или в отрицательных образах. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и ут­верждение ее самоценного значения для самой себи и социума.

Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внуше­нии и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую пси­хику.

Подлинное произведение искусства представляет собой «сгусток энергии», магическая сила которого формирует в нас нравственно-гуманные, позитивные, активно-гражданские, социокультурные отношения (чувства) – желания, интерес, любовь к позитивному, презрение, брезгливость – к негативному и этим влияет на убеждения и мировоззрение, на поступки и деятельность субъектов культуры.