1. Структурирование мировой истории осевым временем
Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в делом. Глубочайшее разделение народов определяется тем, как они относятся к великому прорыву осевого времени. Мы различаем:
1. Осевые народы. Это те народы, которые, последовательно продолжая свою историю совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К этим народам мы относим китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков. 2. Народы не знавшие прорыва. Прорыв был решающим по своему универсально историческому значению, но повсеместным событием. Ряд народов великих культур древности существовавших до прорыва в осевое время и даже одновременно с ним, не были им затронуты и, несмотря на одновременность, остались внутренне чужды ему. К осевому времени еще относится период расцвета египетской и вавилонской культур, хотя и с несомненными признаками поздней стадии. Обе они не знали преобразующей человека рефлексии не испытали метаморфозы, соприкасаясь с осевыми народами, и не реагировали на прорыв, который произошел вне сферы их непосредственного существования. Они остались, по существу, такими же, какими они были раньше в качестве предшествующих осевому времени культур, достигнув громадных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре пластике и живописи, в создании своей магической религии. Однако все это происходило уже на стадии медленного умирания. Будучи в своем внешнем существовании подчинены новым силам, эти народы утеряли и свою внутреннюю культуру, которая в каждом отдельном случае перерождалась в Месопотамии — в персидскую, а затем в Сасанидскую культуру и ислам; в Египте — в римскую и христианскую, позже - в ислам. Обе названные выше культуры — египетская и вавилонская — обладали всемирно историческим значением, ибо, воспринимая их, отправляясь и отстраняясь от них, углубляясь в соприкосновении с ним и, утверждалась как культура иудеев, так и культура греков, заложивших основы Западного мира. Древние культуры были вскоре почти полностью забыты и вновь открыты только в наше время. Они потрясают нас своей грандиозностью, но вместе с тем остаются нам чуждыми — нас разделяет пропасть, разверзшаяся между нами из-за того, что они остались вне совершившегося прорыва. Китайцы и индийцы нам бесконечно более близки, чем египтяне и вавилоняне. Величие египетских и вавилонских творений в своем роде неповторимо. Однако все то, что нам понятно и близко, возникает в новую эру, созданную прорывом. В исчезнувших впоследствии подходах мы видим, особенно в Египте, удивительное предвосхищение, как будто ожидание близости прорыва, который так и не состоялся. Основной, решающий для истории человечества вопрос таков: следует ли сопоставлять Китай и Индию с Египтом и Вавилоном и видеть их различие лишь в том, что первые сохранились до наших дней; или же надо исходить из того, что Китай и Индия своим участием в создании осевого времени сами совершили тот основополагающий переход, который приводит к их принципиальному отличию от великих культур древности. Еще раэ повторяю: Египет и Вавилон можно сопоставить с Китаем на ранней стадии его истории и с культурой долины Инда третьего тысячелетия, но не с Китаем и Индией вообще. Китай и Индия близки Западу не только в силу того, что они существуют по сей день, но и в силу того, что они совершили прорыв в осевое время. На этом следует кратко остановиться, подвергнув критике существующие решения этого вопроса. Издавна принято считать, будто Китай и Индия, в отличие от Запада, не имели подлинной истории. Ибо история означает движение, изменение сущности, начатки нового. На Западе сменяют друг друга совершенно различные культуры: сначала это древнеазиатские и египетские, затем греко-римская и, наконец, германо-романская. Меняются географические центры, территории, народы. В Азии же всегда остается нечто незыблемое; модифицируясь только в своем явлении, погружаясь в глубины катастрофических потрясений, оно все время вновь возникает на неизменной основе, вечно тождественное самому себе. При такой точке зрения складывается представление, что к востоку от Инда и Гиндукуша царит не знающая исторического развития стабильность, к западу же — динамическое движение истории. Тогда резкая граница между великими культурами должна проходить между Персией и Индией, до Инда европеец может еще считать, что оп находится в Европе, утверждает лорд Эльфинстон (которого цитирует Гегель). Утверждение такого рода объясняется, как мне кажется, исторической ролью Китая и Индии в ХVIII в. Лорд видел условия своего времени, а совсем не Китай и Индию в их подлинном целостном значении. В то время обе эти страны достигли самого глубокого упадка. Разве упадок Индии и Китая, начавшийся в ХVII в., не есть великий по своему значению символ того, что может произойти со всеми людьми? Разве и для нас роковой вопрос не состоит в том, как избежать возврата к азиатской основе, из которой уже вышли Китай и Индия? 3. Последующие народы. Все народы делятся на тех, основой формирования которых был мир, возникший в результате прорыва, и тех, кто остался в стороне. Первые — исторические народы; вторые — народы первобытные. Элементом, политически структурировавшим новые мировые империи в мире прорыва, были македонцы и римляне. Их духовное убожество связано с тем, что они не сумели воспринять всей душой опыт осевого времени. Поэтому они были способны в историческом мире к политическим завоеваниям, к управлению, к организации, к восприятие) и сохранению образованности, к непрерывности в передаче опыта, но не к его продолжению или углублению. Нордические народы пребывали в дремотности примитивного состояния, однако в объективно труднопостигаемой для нас сущности своей духовной направленности (Гегель называет ее нордической душой) они уже достигли субстанциональной самобытности к тому моменту, когда соприкоснулись с духовным миром осевого времени.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347