Хейзинга й. Homo Ludens
Кто обратит свой взгляд на функцию игры не в жизни животных и не в жизни детей, а в культуре, тот вправе рассматривать понятие игры в той его части, где от него отступаются биология и психология.
Он находит игру в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет сам. Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от «обыденной» жизни. Он может не задумываться над тем, насколько удается научному анализу свести данное качество к факторам количественным. Ведь ему важно определить именно то качество, которое он обнаруживает как свойственное жизненной форме, что именуется им игрой. Игра как форма деятельности, как содержательная форма, несущая смысл, и как социальная функция — вот объект его интереса. Он уже не ищет естественных стимулов, влияющих на игру вообще, но рассматривает игру непосредственно как социальную структуру в ее многообразных конкретных формах. Он старается понять игру такой, какой видит ее сам играющий, то есть в ее первоначальном значении. Если он придет к выводу, что игра опирается на действия с определенными образами, на известное «преображение» действительности, тогда он постарается в первую очередь понять ценность и значение этих образов и самого претворения в образы. Он хочет наблюдать их проявление в самой игре и таким образом попытаться понять игру как фактор культурной жизни. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы — свой второй, измышленный мир. Или возьмем миф, что также является претворением бытия, но только более разработанным, чем отдельное слово. С помощью мифа на ранней стадии пытаются объяснить все земное, найти первопричины человеческих деяний в божественном. В каждой из этих причудливых оболочек, в которые миф облекал все сущее, изобретательный дух играет на рубеже шутки и серьезности. Наконец, возьмем культ. Раннее общество отправляет свои священнодействия, которые служат ручательством благоденствия мира, освящения, жертвоприношения, мистерии, в игре, понимаемой в самом истинном смысле этого слова. В мифе и в культе, однако, рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, ученость и наука. Поэтому и они уходят корнями в ту же почву игрового действия. Цель этого сочинения — показать, что правомерность обзора всей человеческой культуры sub specie ludi (под углом зрения, под знаком игры) есть нечто большее, чем просто риторическое сравнение. Сама по себе мысль эта совсем не нова. Некогда она уже была у всех на устах. Это случилось в начале ХУII века, когда возникла великая мировая сцена. Благодаря череде имен от Шекспира до Кальдерона и Расина драма главенствовала во всей поэзии столетия. Каждый поэт в свою очередь сравнивал мир с театром, где всякий играет свою роль. Таким образом, казалось, игровой характер культурной жизни признан всеми безоговорочно. И тем не менее, если пристальнее вглядеться в это обиходное сравнение жизни с театральными подмостками, то выясняется, что основывается оно на платоновских идеях и содержит чисто нравоучительную тенденцию. Это была вариация старого мотива «vanitas» («суета сует»), вздох сожаления о бренности всего земного, не более того. Действительное взаимопроникновение игры и культуры в этой сентенции не было признано либо не было выражено. Теперь же нам предстоит открыть самое игру в ее подлинном, чистом виде как основание и фактор культуры в целом.
Цшп. по: Хейзинга Й. Ното Ludens. — М, 1992.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347