logo
Культурология / УМКДКультурология13а

Комментарий

Работа Фромма «Иметь или быть?» (1976) подводит итог многолетнему изучению дегуманизирующего влияния современного способа существования. Антигуманность общества потребления, манипулирования человеческим сознанием, умьишленное насаждение потребительства подвергаются Фроммом резкой критике. Обладание как способ существования в философии Э. Фромма — особый м человеческого поселения, направленный на обладание вещами —, противостоит другому модусу «быть»! Э. Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как «у меня есть автомобиль»! «я белый» или «я счастлив»; они — два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мя ре, две различные структуры характера; преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует или делает. При существовании по принципу обладания мое отношение я миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и себя самого, в мою собственность. При таком способе существования самое важное для меня — это приобретение собственности и мое неограниченное право обладать всем, что я приобрел. Модус обладания исключает все другие. Он не требует от каких-то дальнейших усилий с целью сохранить свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддизме этот способ поведения описан как «ненасытность», а иудаизм и христианство называют «алчностью». Он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти. При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею, И объект моего обладания, и я сам превратились в вещи, Я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, мое психическое’ здоровье основываются на моем обладании объектом (как большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом, Он превращает в вещи и самого субъекта, и того, что является его объектом. Связь между ними смертоносна и не животворна.

В работе рассматривается также другой модус существования — «быть». Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического ума. Его основная характерная черта — активность человека, но не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, проективного пользования им своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен, по мнению Фромма, каждый человек. «Быть» — это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырываться из стен своего изолированного Я, испытывать глубокий интерес; страстно стремиться к чему-то отдавать. Однако Фромм считал, что ни одно из этих переживаний не может быть полностью выражено с помощью слов. Вероятно, лучше всего модус бытия может быть описан символически. Нет ничего удивительного в том, что стремление человека к самоотдаче и самопожертвованию проявляется столь часто и с такой силой, если учесть условия существования человеческого рода. Цит. по: Фромм Э. Иметь или быть? М, 1986. С. 32-39.