logo
Культурология / УМКДКультурология13а

1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры

Наиболее крупномасштабным членением мира человеческой культуры выступает выделение двух регионов -- Запада и Востока. Это деление не скрупулезно тер­риториальное и не жестко хронологическое -- оно условно и подвижно. Речь идет о гене­ральной направленности разности теорий культуры представителями этих регионов, культурных в них тенденций и свершений.

Дихотомия культур - ВостокЗапад, связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминант­ной установки массового сознания), традиций и иных параметров культур.

Большинство зарубежных и российских теорий культуры трактуют эти два культурных мира одинаково, как основанные на несовпадающих принципах: «Запад» связан с частнособственнической прагматической активностью индивидуумов, с выведением их товарно-рыночных отно­шений на абсолютный и всеобъемлющий уровень своей культуры. «Восток» же отстал от всеохватывающего использования в личностной и этно социальной культуре частнособ­ственнических отношений (хотя они тоже там действуют), опираясь на систему культуры коллективистских взаимоотношений и структуру патерналистского гражданского общества.

Эти обстоятельства нашли отражение в различии духовного мира индивидуумов, специфичности конфессиональных религиозных мифопостроений, в правилах и обычаях, в традициях повседневной жизни.

Динамичность, продуктивность «индивидуалистически-прагматического» Запада и культурная «специфичность» с не менее эффективной продуктивностью «общинно-коллективистского», философско «одухотворенного» Востока отразились на всех сторонах культуры, на взглядах теоретиков культуры, на системе государственного устройства, на профессиональных, личностных и общественных взаимоотношениях.

Рассмотрение универсальности культу­ры возможно и во временном срезе, что наравне с культурологией научно исследуют история и археология, цель которых -- выявить объективные и субъективные условия формирования исторических этапов, форм, способов и механизмов генезиса как локальных культур, так и человеческой культуры в целом.

Культура, взятая глобаль­но, может быть вцелом охарактеризована как изменяющая­ся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности не­преходящи. В глазах людей, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления, в способах разности их выражения, - фрески Аджанты или Эллады, произведения Ду Фу или А. С. Пушкина, «Ведов славян» болгаро-помаков или «Велесовой книги» славяно-русов, научные дерзания Г. Галилея или личностные переживания Ю. А. Гагарина во время его полёта в космос -- всегда будут ве­личайшими культурными свершениями человече­ского рода.

Вместе с тем, правомерно говорить и о «специфических» культурах, например об архаистике, классицизме, модерне и постмодерне.

Архаика (от др.гр. – древний)– ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние этапы древнеегипетского и древнегреческого искусства. От данного слова образовано понятие «архаистика», как подражание старинным формам, старинной манере в искусстве, в архитектуре и в литературе.

Классицизм (от лат. - нем. яз-в – первоклассный, образцовый) художественный стиль и напрвление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XIX вв., одним из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Мо­дерн (от фр. яз.—современный) – стиль в европейском искусстве конца XIX – нач. XX вв., противопоставляющий себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. Воспроизведению стилей прошлого. Он характеризуется стремлением к лаконизму форм, подчёркиванию структурных элементов. В архитектуре модерна использовались возможности новых конструкций, строительных и отделочных материалов, свобода планировки интерьера для создания подчёркнуто необычных декоративных эффектов. Он противостоит классике и связан с раз­рушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн 70-х годов двадцатого века наиболее характерен для со­временных культурных реалий (в основном) стра­н Запада. Его характеристики абстрактно-футуристического эклектизма в искусстве и архитектуре еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние современной мировой цивилизации, переломный характер собы­тий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества.

Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован и постмо­дерн — это не что иное, как, с одной стороны, отражение достижений научно-технического прогресса, например, строительство зданий не только из бетона и стекла, но и из иных современных материалов футуристических форм. С другой стороны, под постмодерном выражаются и трактуются культурные образцы, как символы культурологической фиксации деградирующего состояния ряда направлений современной культуры.

Таким образом, генезис культуры, начавшись в архаический период продолжается и в настоящее время, порождая как разность локальных культур, например – Востока и Запада, так и разностную противоречивость в теориях культур, краткая сущность некоторых их них будет рассмотрена ниже.