logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера

Альфред Вебер (1868-1958) - немецкий историк и со­циолог, представитель немецкой философии культуры, соз­датель оригинальной культурологической теории, брат Макса Вебера. Основные проблемы его работ - кризис ев­ропейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис евро­пейской культуры».

Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он свя­зывает с возрождением ее европейского центра - Герма­нии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внут­реннего развития, который позволит им преодолеть склон­ность к внешней экспансии и дать Европе огромное про­странство для развития духовной жизни.

Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированно­му ( третьему человеку), грозит уничтожением четвёртый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегу­манизацию общественной жизни вследствие развития бю­рократии, господства техники и разложение человеческой личности.

Вебер выделял три основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеев­ский, на смену которым приходит человек четвёртого типа -- дезинтегрированный. Этот пе­реход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовно­сти, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники ирра­ционального мира в мире реальном.

Вебер возвращается к идее «души культуры», а фено­мены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существо­вание культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, ко­торые характеризуют исторические образования Европы.

А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневе­кового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуаль­ность, но одновременно открывается путь к противостоя­нию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое раз­грабление мира, а в политике и религии - в кровавую рез­ню.

С 1970 г. важнейшим этапом А. Вебер считает само обретение и самоуспокоение европейского духа. Пресыщение он называет воплощением ясности, считая, что понятие «гуманность» наиболее точно выражает сущность его идей. Последующий этап характеризуется уничтоже­нием этого идейного центра Европы.

Задача состоит в том, чтобы определиться в области духовного развития, сосредоточиться на существующих исторических особенностях Европы и национальных иде­ях, которыми проникнуты народы Европы. Это позволит возродить материальную и экономическую основу евро­пейского центра.

А. Вебер, отмечая значение немецкой националь­ной идеи, подчеркивает ее наднациональный смысл, сосуществование европейцев в пространстве еди­ного исторического образования, в котором накопленная энергия должна использоваться для непрерывного духов­ного совершенствования.

По А. Веберу культура каждого народа представляет собой определенную духовную целостность, проявляю­щуюся в то же время в тех его особенностях, которые коренятся в его природной сущности, в государстве и его ис­тории.

Таким образом, культура превращается у А. Вебера в постоян­ное самовозобновление ее самобытных черт путем их обо­гащения и углубления. На пути самообогащения, самовозобновления культуры необходимо усиление гуманитарного дисциплинирования, как единственное спасение человека в условиях «демонизма техники», чрезвычайной логичности и рационализма. Подчинение же, считал он, человека науке и знанию подрывает духовные основания культу­ры, разрушают ее неустранимый иррациональный остаток.

А.Вебер, как и О. Шпенглер, противопоставляет культуру и цивилизацию, но он не смотрит столь пессимистично на завершенность европейской культуры. Он предвидит духовное возрождение, не отрицая роли разума и образо­вания, не только как средства обуздания техники с целью удовлетворения жизненных потребностей человека, но и как способ преодоления исторического регресса и деградации человечества.