Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
Чувство неуверенности и подавленности впервые закрадывается в прометеевскую культуру с именами Руссо и Шопенгауэра. Возникают симптомы культурной усталости, пресыщенности, духовных падений. Европейский континент охватывает нарастающее беспокойство, которое неизменно сопутствует чувству гордости за свою культуру и осознанию прогресса, что приводят в конечном счете к отрицательной оценке любой культуры, в том числе и существующей. Появляется целый ряд пессимистически настроенных философов культуры — от Шопенгауэра и Ницше до Шпенглера и Клагеса. Все они — больная совесть Европы. Первым, кто не просто смутно почувствовал этот процесс, но и четко осознал, будучи в стороне от него, был, однако, Киреевский. Уже в 1852 году он высказал смелое утверждение, что Европа стоит на пределе своих возможностей и в своих ведущих умах она пришла к осознанию или, во всяком случае, к предчувствию своей узости и односторонности. — «Чем сильнее теряла она внутреннюю уверенность, тем более заискивающе обращала свой ищущий взор на другие культуры. Этим объясняется все ее увлечение древними греками. Так покинутый красавицей и павший духом мужчина вновь добивается ее благосклонности. Каждый по- своему является греком» — этого требования Гете греки не предъявляли даже к себе. Прометеевский человек ищет вокруг себя чужие ценности, поскольку собою он уже не удовлетворен. И в этом плане поворотный пункт был обозначен Шопенгауэром. Он первым обратил внимание своих современников на мир Индии, и хотя он не мог пробудить в себе индусского жизнеощущения, все же он ввел древнеиндусскую мудрость в свое по-гречески воспитала она внутреннюю уверенность, тем более заискивающе обращала свой ищущий взор на другие культуры. Этим объясняется все ее увлечение древними греками. Так покинутый красавицей и павший духом мужчина вновь добивается ее благосклонности. Каждый по-своему является греком» — этого требования Гете греки не предъявляли даже к себе. Прометеевский человек ищет вокруг себя чужие ценности, поскольку собою он уже не удовлетворен. И в этом плане поворотный пункт был обозначен Шопенгауэром. Он первым обратил внимание своих современников на мир Индии, и хотя он не мог пробудить в себе индусского жизнеощущения, все же он ввел древнеиндусскую мудрость в свое по-гречески воспитанное сознание. Тем самым он не только положил начало скептической критике культуры, но был первым в ряду тех, кто стал искать в Индии дополнительные ценности для прометеевского человека. За Шопенгауэром последовали по этому пути Вильгельм фон Гумбольдт, Э. фон Гартман, Риккерт, Дейсен, К.Е. Нейман и многие другие. Но еще до них два других ума, порожденных Европой, — Лейбниц и Гете высказали предположение, что только совмещение восточного и западного душевных типов может создать цельного, совершенного человека. Лейбниц, с его устремленностью к гармонии и сглаживанию противоречий, рекомендовал — в «Novissima Sinica» западновосточных академий для поощрения духовного обмена (одну из них он предусматривал в Петербурге). Гете свое восхищение Востоком высказывал в «Западно-восточном диване»:
«Признайте же — поэты Востока Выше нас, поэтов Запада».
Это уже не высокомерие Европы по отношению к варварам и язычникам. И Лейбницу, и Гете виделся, пока еще смутно и расплывчато, мощный идеал всеобъемлющей единой западновосточной культуры «Божий Восток, Божий Запад...», <Восток и Запад больше не разделить...» На последнем этапе этого развития прометеевский человек сталкивается с самым юным носителем восточного духа — с русскими. Тут надо назвать прежде всего имя Гердера. даже славяне считают его своим побудителем, отцом их духовного возрождения, каковым он и стремился прослыть. Во всяком случае, он был первым европейцем, кто смог, полный участия и любви, проникнуть в русскую сущность — особенно во время своего пребывания в Риге (1764-1769) и высказать об этом мысли, для того времени совершенно необычные. Он писал о культурной усталости Европы еще до появления Гете, и он назвал Россию страной будущего до появления Гете, и он назвал Россию страной будущего для человечества — еще до того, как Державин создал оду «Бог», одно из самых ранних русских поэтических произведений. Но самое удивительное в том, что свои большие надежды на Россию он связывал с юностью русского народа и не растраченностью его сил, а с неповторимостью его души. Он видит в русских будущих носителей высшей человечности, прирожденных освободителей и обновителей человеческого рода, единственных, кто способен и достоин воплотить в себе гердеровский идеал добра — и это в 1765 году, за сто лет до появления «Преступление и наказания». Ф.М. Достоевского. Это было поистине одно из величайших прозрений, когда-либо выпадавших на долю европейца. Гердер предостерегал русских от втягивания их в «европейскую суматоху». Он хотел, чтобы они оставались восточными людьми. Он видел их национальную миссию в единении европейской и азиатской жизни. Гердер никогда не увлекся бы так славянской сущностью, если бы сам, хотя бы частично, не носил: ее в себе. В Гердере много славянских черт, достоинств и недостатков. Он подвижен, порывист полон противоречий, незрел, гениален, подвержен малейшему впечатлению. Предтеча романтизма, он любит кажущееся произвольным многообразие всего растущего. Он ненавидит Канта и жесткие правила рационализма. Он — «un Prussien libee». Но, имей он душу Декарта или Канта, он никогда не полюбил бы русских, а кто их не любит, — тот никогда и не поймет. Ряд европейцев, обращавшихся в своих поисках к русскому Востоку, находит продолжение в лицо Франца фон Баадера, писания которого оказывали длительное влияние на Чаадаева и которые с большим увлечением читал царь Александр 1. Баадер принадлежал к тем немногим западным мыслителям, которые вспомнили о существовании восточной формы христианства. Столь серьезные исследования о восточной Церкви, как у Баадера, стали снова появляться в европейской литературе только в ХХ веке. Европа послеромантического периода совершенно отвратила свой взор от русского Востока. Все сильнее проявлялась национальная гордыня западных народов, уже не желавших заимствовать что- либо у других культур. Все смелее, от успеха к успеху, вторгалась современная цивилизация в сферу техники и точных наук. Прометеевская культура стояла в зените своих достижений, своей действенной силы и гордого самосознания. Она казалась себе вершиной и оправданием всех доселе существование культур и уже не ощущала потребности в заимствовании из других культурных ценностей. В упоении прогрессом замолкли голоса предостерегающих и сомневающихся. Отстраненно и одиноко протекала во времени струя культурного пессимизма Ницше. Примечательно для тогдашних настроений, что появившийся в 1880-е годы первый немецкий период «Записок из мертвого дома» Достоевского. Остался совершенно незамеченным. С трудом было продано 150 экземпляров, остальное пошло в макулатуру, Правда, со временем весьма благосклонно были встречены некоторые шедевры русского искусства, музыки и литературы. Но в целом Россия была для Запада страной, духовные ценности которой оставались столь же невостребованными, как и богатства ее недр. Те же, кто мог бы стать самым активным посредником между Западом и В0током - балтийские Немцы, — как раз пустили в ход самые переменные суждения о русских. Они смотрели на Восток с предубеждением, с ощущением некоей себе, с ненавистью или страхом, почему и не поняли Востока, однако сумели сделать вид, будто Понимают его. Мление, что Россия является отсталой частью Европы, больше всего утверждалось именно балтийцами, до 1917 года русская культура и русский характер были почти Неизвестны Западу. Там знали главные произведения Толстого, Тургенева, Достоевского, несколько симфоний и опер Чайковского возможно, несколько народных песен и романсов, возможно, несколько Произведений Горького или Андреева. И это все. Пушкина, Лермонтова, Гоголя или Чехова знали лишь понаслышке о Тютчеве, Некрасове, Островском и Арцыбашеве даже не Слышали, Вопрос о том, есть ли у русских своя философия или живопись, на Западе даже не ставился, Когда один из моих друзей в 1910 году порекомендовал немецкому философу Г. Зиммелю работы В. Соловьева, Г. Зиммель с удивлением признался, что такого имени никогда не слыхал. Интересно, что бы сказали на Западе об образованном русском, который не знал бы имени Лейбница? Возможно, в некоторых книгах по истории искусств упоминались парой строк картины Верещагина или Репина, но другие русские живописцы, как демонический Врубель, талантливый портретист Серов, рано умерший Рябушкин, задумчивый мастер пейзажа Левитан и по сей день остаются неведомыми для Запада величинами. И это в то время, когда техника Передвижения все больше сокращает расстояния между странами, а народы, занимаясь раскопками, ищут самые незначительные изделия умерших поколений с таким усердием, как если бы речь шла о спасении души. Парадоксальность этого явления, кажется, еще не дошла до сознания Запада. Война 1914 года изменила ситуацию. Прежде всего, эта перемена коснулась тех народов, которым пришлось скрестить оружие с русскими. Миллионы немцев и австрийцев ринулись в неведомое пространство Востока, поставив перед собой и своими народами вопрос: кто же они такие — эти русские? Вслед за этим большевицкая революция с ее непостижимыми загадками вновь магически приковала взоры Запада к Востоку. К тому же после войны Сдерживаемая какое-то время самокритика Запада вспыхнула с новой силой, похоронив или поколебав удобное высокомерие прогресса и чувство безопасности цивилизации. Настроение упадка стало доминировать не только у побежденных народов, и это снова заставило Европу искать помощи за пределами своей культуры. Наконец, в 1918 году происходит событие эпохального значения — русская эмиграция. Она, хотя это сейчас и мало кто видит, является для взаимоотношений Востока и Запада, а следовательно, и для духовной судьбы Запада чем-то более значительным, чем тот поток культурных людей, который хлынул в Европу в 1453 году после захвата турками Константинополя. Только с этим явлением можно в какой- то степени сравнить русскую эмиграцию, но она никак не напоминает эмиграцию из Франции в период религиозных и революционных потрясений. Стоит только представить себе: три миллиона человек с Востока, принадлежащих большей частью к духовно ведущему слою, влились в европейские народы и возвестили им культуру, которая до того времени была Западу почти неизвестна и недоступна. Это событие должно вызвать длительные последствия, которые станут отчетливо видимы лишь спустя десятилетия. Поэтому 1918 год являет собою глубокий перелом в духовных связях Востока и Запада. С этого времени на Западе оживился и стал расти не просто интерес к ценностям русской культуры, но и понимание ее, и это относилось, в отличие от Прежнего, не только к музыке и литературе, но и впервые к русской философии и к русской форме христианства. В новых, написанных в изгнании работах и в новых журналах, издающихся на языках приютивших их стран, русские мыслители и писатели, нередко в сотрудничестве с европейскими учеными, обращались к окружающему их образованному миру и находили доступ к западным читателям легче, чем прежде в России, Я не упускаю из виду, что влиятельная сила резкости в последние годы несколько ослабла. Кое-где ненависть к большевизму приводит к отрицанию всего русского вообще, препятствуя тем самым оживлению Запада Востоком. Не отрицаю я также и того, что увлечение русскими в первые послевоенные годы было отчасти модой, которая прошла, не оставив заметного следа. Тем не менее в глубине прометеевский души эволюция неудержимо продолжается. Стремление на Восток не дает ей покоя как неизбывная тоска по какому-то восполнению, как потребность закрыть в себе некий пробел — и этот голос культурной совести нельзя надолго ни усыплить, ни дезориентировать пустым фразерством. Прометеевская культура, согласно присущему ей внутреннему закону, стихийно стремится к русскому из ощущения своей ущербности. Славянский Восток идет навстречу этому стремлению, но совсем по другим мотивам: его толкает на это не щемящее чувство собственной недостаточности, а пьянящее чувство избытка. Европа никогда не испытывала такого чувства, а потому она никогда и не претендовала на какую-либо миссию по отношению к России. В лучшем случае она жаждала экономических выгод, концессий. Россия же почти целое столетие вынашивает по отношению к Европе мысль о своем признании, что в конечном счете стало русской национальной идеей. Россия не стремится ня к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счет — она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. Она стремится ко всеобщей целостности, к живому воплощению идеи о Бесчеловечности. Она переливается через край — на Запад. Поскольку она хочет целостности, она хочет и его. Она не ищет в нем дополнения к себе, а расточает себя, она намерена не брать, а давать. Она настроена по-мессиански. Ее конечная цель, и блаженное упование — добиться всеединства путем полной самоотдачи. Так думал Соловьев, выразив в 1883 г. такую примечательную мысль: «Ведущее слово России - это сказанное в союзе с Богом вечной истины и человеческой свободы слово примирения между Востоком и Западом». Восток и Запад - не только географические понятия, но и понятия, определяемые строем души. Расколотая, тесная, разъединенная Европа подчинена иному духу ландшафта, нежели Азия с ее безграничной далью равнин. Местные условия в возможности диктуют Европе формирование человеческого типа, отличного от восточного. Азия стала истоком всех больших религий, Европа не дала ни одной. Лишь единственный раз на Западе появилась культура, обусловлен на религией, в эпоху готики — и то натолкнулась на сопротивление и нападки. дважды, в эпоху древнего Рима и прометеевской культуры, стояла Европа под знаком героического человека, который очень редко возникает в Азии, за исключением разве семитских народов. Проблема Востока в Запада - это прежде всего проблема души. Она была темой уже древнегреческой культуры, пытавшейся подчинить строгим эллинистическим формам богатое наследство Востока. То же самое внутреннее противоречие между восточным и западным мироощущением раскололо и Римскую империю, как позже и христианскую Церковь на восточную и западную части. В Средневековье западновосточная проблема представлялась как противостояние между христианством и исламом. даже Гете застал ее в этом виде. Сегодня она предстает перед человечеством в своем новом, возможно, последнем обличье: как противоречие между Россией и Европой. Этой темой вдохновилась русская мысль в сороковых годах прошлого века, ею же заканчивает ныне и европейская мысль. Это первая проблема иоаннической и последняя — прометеевской культуры, главный вопрос будущей духовной жизни, а не просто вопрос внешней политики для России и Европы! Между восточной и западной установками души намечается сближение большого размаха, которое определит культурную судьбу грядущих поколений. Ибо только в направлении примирения, взаимооживлення и взаимооплодотворення можно найти решение этой грандиозной проблемы. Здесь ни одна из сторон не может повергнуть другую, а может только проникнуть в нее. Никогда прежде, даже во времена римских цезарей, не была Европа столь далека от пониман1я Востока и его души, как в прометеевскую эпоху. Противоречие между Востоком и Западом достигло высшей точки своего напряжения, но столь же Велико и стремление к его изживанию. Напряжение это старо как мир, но осознанная борьба за снятие его еще не настала, по крайней мере в Европе. Это будет самой последней и самой серьезной темой для европейского духа. Какие возможности при этом появятся! Какие перспективы откроются перед примерившимися континентами Запада и Востока! Какая цель — слить снова воедино распавшееся на две половины человечество, полностью использовать душевные возможности распределенные между двумя существенно разными частями земли, создать новый человеческий тип, вбирающий в себя лучшие черты Востока и Запада! Вот она проблема взаимоотношений между Западом и Востоком, и никак не меньше. Проблема последняя не только хронологическая, перед которой поставлена Европа. Не странно ли видеть в такой ситуации умные головы, с необычайным воодушевленном считающие тычинки цветка или комментирующие древнее морское право. Как можно заниматься такими пустяками в то время, когда на горизонте вырисовываются очертания грандиознейшей духовной задачи, когда-либо стоявшей перед человечеством: задачи примирения Востока и Запада, рождения восточно-западной культуры. Задача живой мысли состоит в том, чтобы довести смутное подспудное течение эпохи до ее сознания. Применительно к настоящему это означает развертывание проблемы взаимоотношений между Западом и Востоком во всей ее значимости и трудности. дело не в том, чтобы воспротивиться натиску чужих народов: для этого было бы достаточно выставить армию. дело в том, чтобы дать когда-нибудь возможность душевным токам восточного и западного мира пронизать друг друга для взаимного оплодотворения. — Академическая философия Запада до сих пор едва ли замечала этот вопрос. Если же ее натолкнуть на него, она сочтет его второстепенным и ненаучным, поскольку смотрит только назад и коллекционирует только былое. Тем самым философия низводит себя на уровень всего лишь истории философии. Она ничего не дает нашему поколению, изголодавшемуся по ясности и правде, нашему горячему стремлению к обновлению человеческого рода. Истинная же философия приближает будущее. Она не плетется в хвост событий, а подготавливает их. Она сама — частица и фактор истории, сила, участвующая в формировании истории. Более того: она одна из влиятельнейших сил в судьбе человечества. Историю русской души и духа нельзя представить себе без оглядки на Запад, без строгого сравнения с ним. Пытаясь уяснить противоположный для себя образ европейца, русские надеялись обрести ясность и относительно самих себя. В этой книге впервые сделана попытка пойти таким же путем в понимании Европы. То есть речь идет о самопознании Европы путем контраста. Если какой-нибудь народ хочет познать себя, для этого он имеет разные возможности. Наиболее неподходящим я считаю самый распространенный метод — исторический. Народ не может познать себя, заглядывая в свою историю, поскольку он не будет выводить объяснение настоящего из прошлого, а наоборот: будет из близкой перспективы вглядываться вглубь с неосознанным желанием санкционировать прошлым настоящее. Тем самим и прошлое затемняется, и настоящее остается непонятым. Я не ставлю своей задачей выделить специфически национальное отдельных наций, не поддающееся изменениям в ходе истории. Я хотел бы показать народы Европы такими, какие они есть сегодня, какими они сформировались за последние поколения. Я смотрю на них прежде всего с точки зрения тех возможностей, которые имеются в них для обновления человечества. Средством для уяснения этого является сравнение живого с живым. По сравнению с историческим методом рассмотрения это дает двойное преимущество: во-первых, исследование имеет дело с самой живой реальностью, а во-вторых, огромная масса материала находит для себя благотворные рамки. Чем противоположнее предметы сравнения, тем резче они выделяются друг против друга, тем яснее проявляется их собственная сущность на контрастном фоне. Когда начинают себя сравнивать европейские нации, живущие в сообществе одного и того же архетипа, то есть образующие семью с одной и той же судьбой, они замечают в себе совпадения и отклонения, но самое существственное проявляется гораздо слабее: своеобразие самой семьи. Видятся только внутрисемейные различия, клановые разновидности и нюансы, в то время как общий признак семьи считается само собой разумеющимся и поэтому не бросается в глаза. Но он обнаруживается сразу же, как только мы противополагаем европейские нации или одну из них (за исключением Испании) — русскими. Тогда все они плотно смыкаются на одной стороне, а русские остаются в одиночестве на другой, поближе к индусам и китайцам, нежели к европейцам. Русские и европейцы являют по отношению друг к другу совершенно другой мир и русские чувствовали это всегда очень тонко. Они глядели на Европу примерно так, как человек рассматривает различные особи какого-нибудь рода обезьян. Он их почти не отличает друг от друга, поскольку видит в них только обезьян. Но тем ярче видятся ему черты родового свойства, типичные. Так было с Достоевским, который имел о различных европейских нациях одно и то же мнение - плохое, Если европеец посмотрит на русских, а потом на самого себя, он должен показаться себе в новом свете. В сравнениях такого рода заключена непреходящая ценность: через русское он может по- знать себя до конца, включая и специфику своей западной семьи. То, что выглядело обычным, становится особенным. То, что казалось само собой разумеющимся, становится сомнительным. Тогда вдруг открывается, что многое может быть совершенно иным, чем дома; например, на власть можно смотреть не только как на ценность, которой домогаются, но и как на искушение, которого следует избегать. Обретение этих совершенно новых возможностей, масштабов и перспектив пробуждает самосознание, способное проникнуть до самых потаенных глубин. В том, что мы смотрим на себя по-другому, вплоть до глубин своей души, как раз и заключается сущность нашего духовного обновления, тайна нашего возрождения. Это применимо как к отдельной личности, так и к целым народам. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе. Россия является частью Азии и в то же время членом христианского сообщества народов. Это — христианская часть Азии. В этом особенность и исключительность ее исторической миссии. Индия и Китай отдалены от европейского человека. В Россию же его ведут пути, связанные прежде всего с общностью религии. Поэтому только Россия способна вдохнуть душу в гибнувший от властолюбия, погрязший в предметной деловитости человеческий род, и это верно несмотря на то, что в настоящий момент сама она корчится в судорогах большевизма. Ужасы советского времени минуют, как минула ночь татарского ига, и сбудется древнее пророчество: ех огiепtе luх (свет с Востока). Этим я не хочу сказать, что европейские нации утратят свое влияние. Они утратят лишь духовное лидерство. Они уже не будут больше представлять господствующий человеческий тип, и это станет благом для людей. Ведь столько нынче жаждущих конца прометеевской культуры! И в наибольшей степени эти — как раз ее тончайшие умы! Они чувствуют духовное убожество живущих рядом. Поэтому они ищут вокруг себя новых возможностей. Быть может, это и слишком смело, но это надо сказать со всей определенностью: Россия единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет ее, поскольку во всей совокупности жизненно важных вопросов придерживается установки, противоположной той, которую занимают европейские народы. Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нем народам Земля. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. В нынешнем своем виде проблема Восток — Запад предстает как грандиозная проблема обновления человечества, как грандиозная возможность одухотворения Запада Востоком, как призыв к восстановлению первоначального единства расколотого человечества, как задача созидания совершенного человека. Это придает проблеме не преходящий смысл, свободный от пространственных и временных условностей. Вот почему настоящее исследование — результат многолетних размышлений и еще более длительных наблюден — надо оценивать не как попытку прояснения специфического исторического вопроса, а гораздо шире — как вклад в изучение человеческой дущи, как служение во благо всечеловечиости, как участие в деле разрешения вечных вопросов.
Цит. по: Шубарт В. Европа и душа Востока. — М, 1997.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347