logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.14. Марксистская концепция культуры

Марксистская концепция культуры – направление культурологической мысли, развивающееся под идейным влиянием марксизма (взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей), особенностей практики революционной борьбы и социалистического строительства.

Марксистская концепция культуры определялась материалистическим истолкованием истории, в том числе и истории культуры, формационным, классовым и деятельностным подходами

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое объяснение истории базируется на следующих принципах:

1) принцип единства человечества (единства культурно-исторического процесса);

2) принцип исторической закономерности (признания действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности);

3) принцип детерминизма (признание существования в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей и зависимостей);

4) принцип прогресса (в соответствии с формационной логикой социальной истории типы культур выстраивались стадиально, ценностно-смысловые различия национальных культур трактовались как нахождение разных народов и стран на разных стадиях исторического развития, каждый исторически последующий тип культуры «отрицал» и «снимал» в себе предыдущие, а каждая последующая стадия культуры была «прогрессивнее» предыдущей и должна была да­вать более «высокие» в ценностно-смысловом отно­шении образцы культуры).

В реализации принципа прогресса проявился прин­цип классового подхода к культуре: пролетарская (со­циалистическая) культура - высшая стадия развития мировой культуры.

Определяющим в культурно-историческом процессе признается способ производства материальных благ.

Культура, как и другие духовные явления, носит зависимый, вторичный, произвольный характер, ибо культура - это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности.

Каждому историческому типу общества соответствует вытекающий из социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социалистический, как первая фаза коммунизма).

Марксизм не отвергает обратного влияния надстраиваемых явлений на материальный базис общества. Активная сторона культуры связывается марксизмом с формированием общественных идеалов и путей их достижения, которые, считалось, полностью зависят от материального базиса общества.

Наиболее разработанную концеп­цию пролетарской культуры представил А. Богданов По его теории, история мировой культуры проходит три исторические фазы: первобытно-коллективистскую; классово-индивидуалистическую; коллективистско-коммунистическую стадию пролетарской (социали­стической) культуры.

При этом последняя синтезирует преимущест­ва первой и второй фаз, «снимает» их противоположность и представляет собой высший, наиболее совер­шенный исторический тип культуры, завершающий ли­нию восхождения культурного процесса.

Марксистская концепция культурно-исторического развития содержит в себе противоречащие элементы. Так, с одной стороны, формационный подход предполагает эволюционную бесконечность развития человеческой культуры, а с другой стороны -- жестко установлен финализм конечной и последней цели -- коммунизм, как высшая и последняя стадия истори­ческого процесса развития человеческой культуры и цивилизации.

К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказатель­ства неотвратимости наступления коммунистической (коллективистской) общественно-экономической формации. В их точках зрения много позитивно рационального, игнорируя которые невозможно понять как общемировую тенденцию общественных отношений, так и объективные условия и причины быстрых темпов перехода в РФ за десять лет реформ девяностых годов двадцатого века от простого (индивидуалистского) капитализма ко второй его стадии (по В.И.Ульянову/Ленину/) – к империализму, как кооперированному (коллективистскому) капитализму (формула моя -- В.Б.).

Наиболее сильная сторона марксистской концепции культуры выражена в деятельностном подходе, который ак­центирует внимание на человеческом факторе в разви­тии культуры и трактует культуру как способ жизнедея­тельности человека, процесс, результат и поле эффективной реализации человеческих потенциалов.

При таком подходе культура рассматривается как концентрированный, организо­ванный опыт человечества, как основа понимания, осмысления, прогнозирования последствий и принятия решений.

Сторонники деятельностного подхода к культуре стремятся увязать в единое целое предметно-преобразующий процесс и процесс человекосозидания. Культура здесь выступает как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности общества, как мера гуманизации природы и общественных отношений.