logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.15. Информационные модели культуры

Во второй половине XX в. в обществознании начинают активно разрабатываться идеи целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней мировой материальной и духовной культуры, признание СМК основным мировым ресурсом. Информация как основная нематериальная ценность общества становится предметом серьезного научного анализа.

В 60-е гг. XX в. в канадский философ и социолог Херберт Mapшалл Мак-Люэн (1911-1980) сформулировал культурологическую концепцию, в которой доказывал, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи.

В книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура -- наше дело» (1970) он показывает, как революционные изменения в СМК и связи, определяют цикличность исторического развития.

Мак-Люэн выделяет четыре исторических этапа:

-- эпоху дописьменного варварства -- период всеобщего единения и братства, господ­ства устной формы общения;

-- эпоху фонетического письма – период разрыва племенного единства, формирования личности, способной противопоставить себя обществу, а накопленные знания и опыт передавать следующим поколениям в письменно-визуальной форме;

-- эпоху типографского станка И. Гутенберга – период, в который произошёл первый информационный взрыв в Европе (XVI в.) и который открыл путь новым технологиям, механизации ремесел, вызвал рост национализма, индивидуализма отчуждения в западноевропейской духовной культуре);

-- аудиовизуальная эпоха – период массового распрстранения и применения телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, компьютера, который восстановил цельное восприятие мира, сделал каждо­го человека непосредственным субъектом (участником и творцом) информационного события.

Мак-Люэн представляет общество будущего как рай, сошедший на Землю, благодаря СМК. Вся планета превращается в «мировую глобальную деревню», новое родоплеменное сообщество, а современные СМК способны возвратить сегодняшнему «отчуждённому» индивиду с его раздробленным, больным сознанием утраченные цельность и гармоничность.

Американский футуролог О. Тоффлер (р. 1928) в книгах «Футурошок» (1970), «Третья волна» (1980), «Предпосылки и прогнозы» (1984), «Раса, власть и культура» (1986), «Смешение власти» (1990) предсказал наступление новой эпохи в развитии человеческого общества, которую он определяет термином «постиндустриального» или «супериндустриального» общества (информационного общества). Информация обусловливает перспективы раз­вития экономики, новое качество жизни, изменения соци­альной структуры. Сфера управления на основе информа­ции в таком обществе становится главной.

В основе супериндустриализма -- применение высоких технологий, которые должны изменить лицо планеты и суть человека как соцоциокультурного существа. Всякий дефицит материальных благ будет устранен. Общество столкнется с прежде не виданным феноменом -- чрезмерно широким выбором ма­териальных и духовных благ. Этот выбор в сочетании с высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать способность че­ловека адаптироваться к ним. Работы Тоффлера посвя­щены разрешению этой проблемы.

Прежние, характерные для предшествующих эпох социальные связи (семья, дружба) неизбежно разрушаются. Отношения между людьми определяются их функциональным предна­значением. Общество формирует «одноразового человека», который обладает повышенной мобильностью. Он не нуж­дается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей.

Супериндустриализм -- точка наибольшего отрыва человека от земли, когда он лишается культурной и исторической индивидуальности.

В книге американского футуролога Джона Несбитта и его жены Патриции Эбурдин «Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции - год 2000» (1982) был дан прогноз социально-экономических и культурных перемен на последнее деся­тилетие XX в., основанный на понимании динамичного перехода человечества к информационному обществу, дальнейшей разработки и усовершенствования ком­пьютерных технологий.

Авторы утверждали, что человеческое сообщество кон­ца XX в. представляет собой сложное переплетение ин­формационных систем обратной связи, которые имеют та­кую же структуру, как и живой организм. Будущее мировое устройство представляется как информационно-ориентированное, микроуровневое, целостное.

Переход в новом XXI в. от физических образцов и моделей к биологическим поможет преодолеть извечное противоречие че­ловеческого общества и природы и установить между ни­ми гармонию, при этом окружающая информационная среда должна этому способствовать.