logo
Культурология / УМКДКультурология13а

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, освоивший курс культурологии, должен знать:

историко-философские и иные социокультурные научные концепции о предмете, объектах и субъектах исследования, онтологической структуре гносеологии в культурологии;

место культурологии в методологической иерархии социально-гумани-тарных и иных наук о человеке и социуме;

основные методологические теории культурологического анали­за: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, структуралистский, историко-теоретический, герменевтический, онтологически-структурный;

методы исследования в культурологии, возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук;

основное этимологическое значение определения сущности и практическое применение наиболее часто употребляемых понятий в культурологии;

сущность проблемы культурогенеза и факторы, повлиявшие на эволюцию пере­хода жизни человека и его генезис от животного (чисто биологического) состояния к современному социокультурному сообществу;

современные проблемы в культурной деятельности личности, российского и зарубежных сообществ;

главные черты и механизмы своеобразия традиционных и иных обществ древности и современности;

особенность античной культурной «картины мира» и всемирно-историческая роль античной культуры;

специфика взаимоотноше­ния «официальной» и «неофициальной», этнических и социальных, «специфических», «срединных» и «локальных», «элитарных» и «массовых», «западных» и «восточных», «светских» и «религиозных» культур и субкультур;

черты византийского общества и византийской культуры, значение византийской культуры для России;

сущность идей гуманизма и антропоцентризма;

специфика художественной культуры Ренессанса;

основные направления религиозной мысли и религиозного созна­ния эпохи Реформации;

социокультурная роль Реформации в становлении западной куль­туры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре За­пада XVII-XVIII вв.;

художественная специфика и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма, сюрреализма, различных направлений современного абстракционизма;

роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.

понятия элитарной и массовой культуры XX в.;

сущность понятия «постмодерн» как характеристики культуры второй половины XX в.;

причины и содержание споров о цивилизационно-культурной при­надлежности России;

роль и место религии в культуре;

сущность и специфика понятия «субкультура»;

сущность и основные этапы проявления кризиса российской культуры;

основные успехи и проблемы советской культуры;

особенности модернизационных процессов в культуре современной РФ;

Изучение курса “Культурология” в силу специфики учебного процесса требует от студентов заочного обучения большой самостоятельности и серьёзного отношения к учебному материалу, умения грамотно отстаивать свою точку зрения, свои убеждения и мировоззрение.

Таким образом, студенты прослушавшие лекции и усвоившие учебный курс на основе самостоятельной научной работы должны знать, владеть и уметь практически применять полученные знания в профессиональной и личностно-бытовой деятельности.

Предмет “Культурология” является обязательной учебной дисциплиной для всех факультетов Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева и время его освоения согласно рабочим планам вуза установлен один семестр.