logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби

Ученый из Великобритании Арнольд Тойнби (1889-1975) в своем фундаментальном сочинении «Постижение ис­тории» (1934-1961) культурологическим объектом анализа ставил бытие людей в процессе исторического обновления и в контексте меняющегося исторического времени.

Тойнби - противник классического понимания истории как единого, линейного непрерывного процесса ее движения и развития. Он расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каж­дая из которых - это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир.

Тезис о "единстве цивилизации», по Тойнби, - ложная концепция, которая имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством.

Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию, из которых ныне, как утверждают его последователи, якобы осталось семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (Корея и Япо­ния), иранская, арабская.

Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит ста­дии возникновения (генезиса), роста, надлома и рас­пада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, т. е. происходит процесс своеобразного истори­ческого круговорота цивилизаций.

По Тойнби, определяющий фактор различия между примитивным обществом и цивилизацией - «социаль­ное подражание», или мимесис (че­рез имитацию приобщение к социальным ценностям). При этом, примитив­ное общество, в котором мимесис направлен на прошлое, ориентирован на старшее поколение и на авторитет уже умерших предков, якобы обречено на социальную смерть: на распад и разложение.

Развитие любой цивилизации (механизм, с помо­щью которого был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое, что, в свою очередь, способствовало рождению и функцио­нированию цивилизаций) обусловливается действиями закона «вызова-ответа»: развитие или деградация цивилизаций зависит от способности-неспособности их творческого меньшинства (руководящей элиты) найти - не найти адекватный ответ на вызов истории.

Поскольку Тойнби исповедовал иудейско-христианские ценности Талмуда, Ветхого и Нового Завета, то и опору для своей концепции он искал в русле мировоззрения и священных текстов этих религий.

Человеческая ис­тория, согласно религиозным догматам христианской церкви, начинается с момента грехопадения человека, то есть неповиновения его (человека) божественной воле, после чего он низвергается в поток времени и стано­вится смертным. Таким образом, первый акт свободного выбора заканчивается для человека утратой присущего ему единства с Богом. Между Богом и человеком возникает разделенность, которая открывает путь к диалогу между ними.

По Тойнби, в основе истории лежит взаимодей­ствие мирового закона -- Бога («вызов») и Человечест­ва («ответ»). Действие закона «вызова-ответа» проявляется в различных формах, а историческое движение опреде­ляется интенсивностью и наполненностью «ответа» на «вызов». Как возможны различные вариан­ты развития, так существуют и многовариантные «ответы» на один и тот же «вызов».

Тойнби подтверждает свои теоретические рассуж­дения и выводы с помощью мифологии и великих произве­дений художественной культуры, в которых столкновение двух сверхначал является его излюбленным сюжетом: столкно­вение между Яхве и Змием - история грехопадения человека, рассказанная в Книге Бытия; история Ис­купления в Новом Завете; столкновение между Госпо­дом и сатаной - сюжет книги Иова; столкновение меж­ду Господом и Мефистофелем - сюжет «Фауста» Гете; столкновение между Артемидой и Афродитой - сюжет «Ипполита» Еврипида.

История любой цивилизации есть серия многовидовых взаи­модействий «вызовов-ответов». Тойнби делает вы­вод: цивилизованное общество определяется через индивидов, которых он разделяет на творческое мень­шинство и инертное большинство. Хотя «творческие пионеры» всегда в меньшинстве, но именно они выво­дят общество из состояния стагнации и дают импульс к росту цивилизации.

Таким образом, развитие религиозного сознания людей является главной основой их духовного совершенства, который пронизывает собою многовариантную историю станов­ления цивилизаций,. Цивилизации же являются лишь эта­пами, преодолевая которые человечество вступает в диалог с Богом и постигает волю Божию. В этом и за­ключается подлинная социальная история, понимае­мая А.Тойнби как единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.