logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда

Психологическая теория культуры начинает свое теоретическое оформление со второй половины XIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд (1856—1939).

Проблемам культуры посвящены следующие работы 3. Фрейда «Сон и миф» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927) «Недовольство культурой» (1929) и др.

Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипах поведения, в личном взаимодействии с окружающей средой.

Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют три слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических ин­стинктов и влечений человека, социокультурная среда «сверх-Я», являющаяся внутренним цензором сове­стью личности и содержащая в себе общественные правила, нормы, законы.

Между <Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосре­доточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми.

Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - суб­лимация (от лат. яз. - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сек­суально-биологической энергии в сферу разума и куль­туры.

Фрейд стремился понять культуру через проявления бессознательного в человеке. По его мнению, индивидом управляют бессознательные силы психики, кото­рые проявляют себя в двух фундаментальных инстинктах: эрос - как «влечение к жизни», танатос - как «влечение к смерти».

З.Фрейд считает само существование челове­ка своеобразным компромиссом между двумя этими глав­ными инстинктами - Эросом и Танатосом. Эта пара противоположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, обусловливает все достижения культуры и ре­шает практические задачи: помогает людям овладевать силами при­роды и получать от них материальные блага для удов­летворения своих потребностей, регулирует взаимоотношения в обществе, особенно в процессе распреде­ления материальных благ.

Культурологические поиски в психоанализе продол­жили ученики и последователи 3. Фрейда – А. Адлер (1870-1937), Э. Фромм (1900-1980), Г. Маркузе (1838-1979).