logo
Культурология / УМКДКультурология13а

2.7. Концепция культуры к. Ясперса

Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзи­стенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия.

Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории и ее цель».

По Ясперсу мир истории культуры для евро­пейского (христианского) сознания заключен (в соот­ветствии с библейской символикой) между грехопаде­нием человека и наступлением «гармонического созву­чия душ» «в царстве вечных духов». Центральным со­бытием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории.

Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпириче­ских фактов. Вместо символов и на их месте он поме­щает в своей исторической схеме «шифры», позво­ляющие его философии истории оставаться в преде­лах «философской веры».

В результате в его схеме появляются аналоги истокам и целям истории в христианской символике - «доистория» и «будущее», а в качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фи­гурирует «осевое время».

Самая ост­рая проблема, обсуждаемая в философии истории Яс­перса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. Между «доисто­рией» и «будущим» есть то сходство, которое не по­зволяет включить ни то, ни другое в рамки «истории», хотя «историческая концепция человеческого сущест­вования» должна включать рассмотрение и доис­торического прошлого, и постисторического будущего. Это сходство заключается в том, что истоки истории «столь же темны для нас, сколь темен будущий мир».

В концепции Ясперса культура и история -- сино­нимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура». В этом контексте определялось осевое время, в котором выделялись следующие черты - уни­версализм, рефлективность, гуманистичность. Взятые вместе, они говорили об экзистенциальном характере содержания новой культуры.

В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной исто­рии», а осевой эпохой называет эпоху «духовной осно­вы нашего человеческого бытия».

Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обла­дающие исторической спецификой - архаическая куль­тура (как культура «немоты», связанная с наличным бытием человека), культура цивилизаций доосевого пе­риода («культура слова» или культура сознания) и уни­версалистская культура осевого времени («культура духа»).

Ясперс стремился найти единство культуры и истории во всех реальных, эмпирически фиксируемых сферах или кругах культуры. Он ищет выход к этому единству на пути одухотворения культуры во всех точках культуры, то есть в культурном мире как целом. Это единство он находит в «философской вере», единой для человечества.

В отличие от популярной в Европе первой половине XX в. теории культурных циклов, концепция Ясперса предполагала единое происхождение человече­ства и единую историю культуры.

Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искус­стве или типы «настроений», но не дает возможности установить законы.

Ясперс обращал внимание на не­правомерность биологических аналогов, которые ши­роко используются в шпенглеровской концепции куль­турных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он отвергал и материали­стическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.

Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглером -- утверждает ее единство.