11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
Особую группу соединения звука и изображения представляют различные ассоциативно-метафорические связи. Они возникают когда звук не соответствует изображению по принципу «житейской логики», а наоборот, наделяет изображенное новыми, неприсущими ему качествами. Примеры: в фильме Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен» медсестра раскрывает рот, узнав о придуманной детьми "эпидемии" в пионерском лагере, а вместо крика звучит…сирена. В фильме «Пес Барбос и необыкновенный кросс» Леонида Гайдая собака выносит из воды палку с привязанной взрывчаткой, а в это время звучит мелодия…из пятой симфонии Бетховена.
В фильме И. Савченко "Тарас Шевченко" в эпизоде ареста поэта есть кадр, в котором Шевченко вытирает абсолютно чистую ладонь, но так, словно она чем-то запачкана. Потом он говорит: "А, черт с ней, отмою". А дальше размахнувшись, бьет подлеца по лицу. Резкий звук удара - и в кадре возникает фигура Николая ІІ. Удар Шевченко - это пощечина не провокатору, а царю-деспоту. Такое монтажное объединение создает метафорическая пощечина царской системе. Еще пример: 1945 год, судебный процесс над фашизмом. Звучит голос диктора: "Встать, суд идет!" - все присутствующие встают. После этого появляются кадры идущей по болоту пехоты, партизан, артиллеристов, тянущих пушку, уставших бойцов, которые идут по залитой грязью дороге.
Иногда простое увеличение громкости звука может стать образным приемом в сочетании с изображением. Пример: в фильме В. Денисенко «Сон» пощечина главного героя продлевается виртуальной эстафетой серии пощечин - от старшего до низшего чина. С помощью звукового усиления, эхо от пощечин постоянно возрастает: так реализуется мысль режиссера о том, как с уменьшением ранга чиновников усиливается сила удара. Т.е. ассоциативное звуковое сопровождение придает изображению новый, усиливающий смысл.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.