logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.

Звук, непосредственно привязанный к изображению его источника, видимого на экране, выполняет иллюстративную функцию.

В современном кино это – не главная задача. Тиканье часов просто оживляет кадр с часами в нем, ничего не добавляя к происходящему в кадре. Когда же часов в кадре не видно (они подразумеваются за кадром), но звук их отчетливо слышен, такое режиссерское решение расширяет рамки кадра. Тиканье в этом случае может обозначать и неумолимое течение времени, и пришествие чего-то непреодолимого, т.е. вызвать у зрителя ассоциации.

Ассоциативный закадровый звук может внести в восприятие изображения эмоционально-драматический смысл. Применение звуков только по признаку только их служебного, иллюстративного назначения (напр., на экране скачет лошадь – слышен топот копыт) не приведет зрителя к задуманным режиссером ассоциациям. Для достижения задумки, звуковые фактуры (как и зрительные образы) необходимо привести в образную форму – тогда они будут акцентировать смысл действия. Выбор звуковой фактуры может показаться делом более простым, чем это есть на самом деле. Один и тот же звук (напр.- пароходный гудок), в зависимости от контекста, может передать несколько разных характеров – грустный, тревожный, комический (соответствующие примеры разновидностей такого гудка – фильмы «Жестокий романс», «Титаник» и «Волга-Волга»).