logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.

Речь – важнейший смысловой и художественный элемент фильма. Звукорежиссеру (ЗР) прежде всего, следует бороться за четкость передачи текстовых реплик актеров. Для этого следует использовать высококачественные микрофоны и технологию записи. Если речь пишется «начисто» на съемочной площадке, ЗР следует принять все необходимые меры для устранения посторонних мешающих звуков (реплик режиссера, шума аппаратуры, переговоров персонала). Если съемка производится в павильоне, его акустика должна соответствовать критериям записи голоса. В идеальном случае павильон должен иметь время реверберации около 0,4 сек - как в речевой студии. Во время записи ЗР должен следить за четкостью произношения слов, акцентами и интонацией. Ему следует вовремя переписывать реплики, где актер задул микрофон, и следить за тем, чтобы в звуковом материале не было взрывных («п», «б») и свистящих («с», «ш», «ц») согласных. Для этого на МК устанавливают ветрозащиты и специальные насадки. Также следует внимательно подходить к сочетанию с речью других звуковых компонентов фильма, например, музыки и шумов.

Музыка может подчеркнуть драматизм ситуации на экране, дополнительно охарактеризовать героев, или иметь некий второстепенный, параллельный смысл. Однако музыка, звучащая одновременно с речью, может маскировать речь и снижать её разборчивость, поэтому ЗР следует внимательно относится к ситуациям, когда на фоне речи идет музыкальное сопровождение (т.е. следует поддерживать «музыкально-речевой» баланс). Также, соотношение музыки и шумов в фильме - важный момент саундтрека фильма. Например, можно точно записать на натуре звук скачущего табуна лошадей, но при воспроизведении в кинотеатре его звук утонет в музыке, даже негромкой. В этом случае звук копыт следует выделить звонким, «прорезающим» музыку цокотом – например, протонировать звук копыт в шумовой студии.

Шумы – важная часть звукового сопровождения фильма. Шумовые звуки сегодня можно найти в соответствующих аудио-библиотеках, но на больших киностудиях есть штат «шумовиков», создающих звуки, необходимые режиссеру фильма. Синхронные шумы (хлопанье дверей, разбитая чашка, звук проехавшего автомобиля) подчеркивают и могут усиливать действие кадра. Например, интенсивность визга тормозов машины в кадре может рассказать о ее скорости. Несинхронные фоновые шумы значительно оживляют кадр, окуная зрителя ту обстановку, где происходит действие фильма. Пример – шум невидимого в кадре водопада подсказывает зрителю его близость. Другой пример: сцена происходит вечером в комнате, но тихо слышен шум дождя за окном. Входящий в комнату человек в мокром плаще и с зонтом дополнительно подчеркивает эту мизансцену.

Пауза – это далеко не пустота, это элемент звука. К сожалению, драматическая сила тишины в кино используется достаточно редко. Пауза в фильме, возникшая не случайно, а определенно и преднамеренно, несет в себе большой смысловой акцент. “Мертвая” пауза не всегда равноценна тишине: считается, если кинематографическая тишина длится более 5-6 сек, то она должна быть разбавлена каким-либо звуком, иначе такая пауза кажется невыносимо долгой. Пример: притаившийся в ночном лесу герой, вокруг полная тишина. Эту картину по истечение нескольких секунд звукорежиссеру следует разбавить звуком хрустнувшей под ногами ветки, тихо зашуршавшей листвой, и т.д. Настоящая тишина – большая редкость и драгоценность 22-го века, и ею не стоит пренебрегать в звуковом кино – ее следует использовать для усиления драматургии фильма.