26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
Особым способом монтажных объединений является контрапунктное (противопоставляющее) сопоставление изображения и звука. Музыкальное толкование понятия «контрапункт» означает объединение в одновременном звучании нескольких разных тем, мелодий (голосов). С такой самостоятельностью мы часто встречаемся в процессе звуко-зрительного монтажа. Правда, здесь эти голоса, кроме содержательных отличий имеют еще и разную физическую природу.
Когда речь шла об асинхронном принципе звуко-зрительного монтажа, имелись в виду расхождения при монтаже звука и изображения его источника. Когда речь идет о контрапунктном сопоставлении (противопоставлении), имеются в виду сопоставление независимых один от другого изображения и звука. Например, в финале фильма «Обыкновенный фашизм» (1966) режиссер Михаил Ромм объединяет фотографии людей, казненных в концлагере с голосом маленькой девочки, которая рассказывает сказку о курочке Рябе. Контрапунктное сопоставление лиц погибших и лица девочки, которая старательно произносит слова, представляет собой эмоциональный пик фильма. На контрапунктном принципе может быть построено не только смысловое расхождение. Несоответствующими могут быть в изображении и звуке их темпо-ритмические характеристики.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.