logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.

Особым способом монтажных объединений является контрапунктное (противопоставляющее) сопоставление изображения и звука. Музыкальное толкование понятия «контрапункт» означает объединение в одновременном звучании нескольких разных тем, мелодий (голосов). С такой самостоятельностью мы часто встречаемся в процессе звуко-зрительного монтажа. Правда, здесь эти голоса, кроме содержательных отличий имеют еще и разную физическую природу.

Когда речь шла об асинхронном принципе звуко-зрительного монтажа, имелись в виду расхождения при монтаже звука и изображения его источника. Когда речь идет о контрапунктном сопоставлении (противопоставлении), имеются в виду сопоставление независимых один от другого изображения и звука. Например, в финале фильма «Обыкновенный фашизм» (1966) режиссер Михаил Ромм объединяет фотографии людей, казненных в концлагере с голосом маленькой девочки, которая рассказывает сказку о курочке Рябе. Контрапунктное сопоставление лиц погибших и лица девочки, которая старательно произносит слова, представляет собой эмоциональный пик фильма. На контрапунктном принципе может быть построено не только смысловое расхождение. Несоответствующими могут быть в изображении и звуке их темпо-ритмические характеристики.